Заместитель Генерального прокурора РФ Юрий Пономарёв обратился к Губернатору Челябинской области, предложив принять дополнительные меры по защите прав граждан в сфере долевого строительства и капремонта многоквартирных домов.

Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проведены мониторинг и анализ ситуации
в сфере долевого строительства и капитального ремонта многоквартирных домов на территории Челябинской области.

Отмечено, что на территории региона расположено наибольшее в Уральском округе количество проблемных объектов, к строительству которых привлечены значительные денежные средства граждан (всего по федеральному округу – 48, из них в Челябинской области – 35). От жителей области в органы прокуратуры поступают многочисленные обращения по этим вопросам, в том числе жалобы на длительное непринятие необходимых мер со стороны уполномоченных органов власти региона по решению проблем пострадавших дольщиков.

Несмотря на комплекс проведенных мероприятий, до сих пор не восстановлены права и законные интересы более 3 тысяч граждан, вложивших денежные средства в строительство многоквартирных домов.  




Остается сложной ситуация с завершением строительства жилого комплекса «Чурилово Lake City», где привлеченным инвестором в текущем году планируется ввести  в эксплуатацию только один из проблемных домов, сроки ввода в эксплуатацию которых истекли еще в начале 2016 года.



До конца не решены проблемы участников строительства жилого комплекса «Академ Riverside», где в нарушение условий заключенных договоров отдельным участникам долевого строительства предлагается жилье меньшей площади и в черновом исполнении.


 

Длительное время не находит разрешения вопрос достройки комплекса жилых домов на пересечении улиц Братьев Кашириных и Каслинской в г. Челябинске. Аналогичным образом обстоят дела с возведением трех объектов долевого строительства в г. Миассе.

На стройплощадке жилого дома по ул. Доватора в г. Челябинске до сих пор расположен подлежащий расселению двухэтажный дом, из-за близости к возводимому объекту которого создается угроза жизни и здоровью его жильцов.

Всего в утвержденной «дорожной карте» не определен конкретный механизм восстановления прав пострадавших граждан по 10 проблемным объектам, что может привести к росту социальной напряженности. Помимо уже признанных проблемными объектов в области приостановлено строительство еще 10 многоквартирных домов.

Во многом такое положение дел обусловлено отсутствием должного контроля со стороны уполномоченного органа – Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области. Так, не всегда своевременно проводятся проверки целевого расходования средств граждан, требует активизации работа по обращению в суд в защиту прав пострадавших участников долевого строительства. Неоднократно нарушались сроки рассмотрения заявлений о включении в реестр пострадавших граждан, что являлось основанием для внесения актов прокурорского реагирования.                   

Также на рост количества проблемных объектов повлияло длительное непринятие на региональном уровне нормативного правового акта, определяющего порядок привлечения новых инвесторов (застройщиков) для решения проблем пострадавших граждан, что не позволяло оперативно решать вопросы, связанные с возобновлением строительства.  

Наряду с этим, органами власти и местного самоуправления не всегда своевременно принимаются меры к приведению нормативных правовых актов в сфере жилищного строительства в соответствие с действующим законодательством.

Другим направлением деятельности, требующим повышенного внимания, является капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Так, постановлением Правительства Челябинской области от 21.05.2014 № 196-П утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2043 годы, в которую включено 19 635 объектов. При этом ряд включенных в региональную программу домов имеет высокую степень физического износа основных конструктивных элементов: 6 таких домов выявлено прокурорами в ходе надзорных мероприятий, причем 2 признаны аварийными, а капремонт 4 признан нецелесообразным на стадии разработки проектно-сметной документации.

В связи с этим заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Юрий Пономарёв в порядке статьи 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проинформировал о сложившейся ситуации Губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, предложив  организовать в соответствии с установленной компетенцией принятие уполномоченными органами власти региона дополнительных мер, направленных на устранение отмеченных недостатков.