Управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе – 20 лет.

Указом Президента России от 13.05.2000 № 849 создан институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах – в целях обеспечения реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

Этим же указом сформированы федеральные округа. В состав Уральского федерального округа вошли Свердловская, Челябинская, Курганская и Тюменская области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Центром федерального округа определен город Екатеринбург.

В целях обеспечения прокурорского надзора во вновь образованных структурах приказом Генпрокурора России от 05.06.2000 установлены семь должностей его заместителей и созданы управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах, дислоцированные в их административных центрах.

Местом размещения управления в Уральском федеральном округе стало здание по адресу: улица Пушкина, дом 3 в г. Екатеринбурге. Заместителем Генерального прокурора России, курирующим вопросы его деятельности, назначен заслуженный юрист Российской Федерации Юрий Михайлович Золотов, до этого более 15 лет возглавлявший прокуратуру Ульяновской области.

12 октября 2011 года постановлением Совета Федерации заместителем Генерального прокурора Российской Федерации (с дислокацией в г. Екатеринбурге) назначен Юрий Александрович Пономарёв, прежде возглавлявший прокуратуру Свердловской области. Впоследствии работу подразделения курировали Владимир Владимирович Малиновский (2018 г.), Юрий Александрович Гулягин (2018-2020 гг.). Со 2 апреля 2020 г. вопросы управления находятся в ведении заместителя Генпрокурора России Игоря Викторовича Ткачева.

За 20 лет в рядах управления прослужило свыше 130 сотрудников, многие из которых впоследствии перешли на руководящие должности как в системе прокуратуры, так и в других ведомствах.

Управления в федеральных округах осуществляют свою деятельность на основании Положения, утвержденного Генеральным прокурором Российской Федерации, и реализуют возложенные на них полномочия в соответствии с приказами и указаниями Генпрокурора. Важнейшей задачей управления стала работа по восстановлению единого правового пространства. В результате надзорной деятельности органов прокуратуры отменены и приведены в соответствие с федеральными законами многочисленные правовые акты. По сей день реализация управлением полномочий по контролю деятельности прокуратур субъектов Федерации в округе в сфере надзора за соблюдением положений Конституции, а также законов в области государственного строительства и федерализма не теряет своей актуальности.

Приоритетной функцией стало обеспечение прокурорского надзора за исполнением законов окружными и межрегиональными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе, их должностными лицами. В настоящее время на уровне УрФО функционирует свыше двух десятков таких структур, основная часть которых относится к категории контрольно-надзорных органов. Базовыми направлениями надзорной деятельности является обеспечение законности при проведении ими проверок хозяйствующих субъектов, недопущение необоснованных контрольных мероприятий, соблюдение должностными лицами законодательства о государственной и муниципальной службе, исполнение ими нормативных требований при заключении государственных контрактов.

Еще одним вектором приложения усилий управления стала защита прав граждан на своевременное и полное вознаграждение за труд. Предметом постоянного внимания для сотрудников управления Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе является обеспечение режима законности в жилищно-коммунальной сфере, противодействие экстремизму и терроризму, защита прав обманутых дольщиков. Наряду с этим, в компетенцию управления вошли вопросы организации контроля надзорной деятельности в сфере исполнения законов при подготовке и проведении выборов, соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе, формирование в своей части ежегодного сводного плана поведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иные полномочия.

Немаловажной составляющей деятельности управления с момента его образования стал надзор за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью окружных правоохранительных структур.

За время существования управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах претерпели ряд изменений, касавшихся структуры, штатной численности, а в отдельных случаях – и перечня возложенных на них полномочий. Лишь одно всегда оставалось неизменным – готовность оперативно, жестко и бескомпромиссно отстаивать интересы государства, общества, человека и гражданина, обеспечивать режим законности и укрепление правопорядка на поднадзорной территории.