Сведения о результатах надзорной деятельности органов прокуратуры Уральского федерального округа в сфере соблюдения федерального законодательства за 9 месяцев 2009 года.

           В соответствии с пунктом 3.2 Положения об управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проанализированы результаты работы органов прокуратуры округа за январь-сентябрь текущего года по направлениям своей деятельности.
          Итоги работы за девять месяцев текущего года свидетельствуют о том, что большинство прокуроров округа приняли дополнительные меры по исполнению решений коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.02.2009 и 24.07.2009, а также по исправлению недостатков, на которые было указано по итогам работы за первое полугодие текущего года и повышению эффективности надзорной деятельности.
         Результаты этой работы представлены в нижеследующей таблице:

        Кроме того, в суды общей юрисдикции за анализируемый период направлено 45,1 тысяч исковых заявлений, за 9 месяцев 2008 года – 35,6 (+21%), в арбитражные суды прокурорами предъявлено свыше 1,9 тысяч заявлений, за 9 месяцев 2008 года – 1,7 тысяч (+10%).
          Несмотря в целом на общий рост большинства показателей надзорной деятельности, в отдельных территориях имеется ряд проблем и вопросов, требующих принятия неотложных мер по активизации надзорной деятельности.
         Проведенный анализ показал, что по-прежнему особое внимание прокурорами округа уделяется надзору за соблюдением трудовых прав граждан в части своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы, пенсий и пособий.
          Во исполнение установок руководства страны, решения коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.02.2009 и 24.07.2009 состояние законности и надзорная деятельность прокуроров в Уральском федеральном округе в этой сфере находится под постоянным контролем управления.
         Ход и результаты проводимой работы в рассматриваемой сфере 14.09.2009 были рассмотрены на специальном совместном совещании при Генеральном прокуроре Российской Федерации и полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, на котором выработаны дополнительные меры по повышению эффективности взаимодействия и совершенствованию работы органов государственной власти и органов прокуратуры Российской Федерации в сфере соблюдения трудового законодательства, в том числе об оплате труда. Кроме того, в рамках данного совещания Генеральным прокурором Российской Федерации руководителям ряда предприятий Свердловской и Челябинской областей объявлены официальные предостережения о недопустимости нарушения закона.   
          Всего с начала текущего года прокурорскими проверками выявлено 27,6 тысяч нарушений прав граждан в сфере оплаты труда. В целях их устранения и недопущения впредь в адрес руководителей предприятий, учреждений и организаций внесено более 2,5 тысяч представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 1,9 тысяч должностных лиц. Объявлено 1,4 тысяч официальных предостережений, в интересах граждан в суды направлено 16,9 тысяч заявлений о взыскании невыплаченной заработной платы. По требованию прокуроров свыше 3,1 тысяч работодателей наказаны в административном порядке, 63 руководителя дисквалифицированы и от занимаемых должностей освобождены.
           В ходе прокурорских проверок было установлено, что некоторые руководители предприятий, прикрываясь кризисом и финансовыми трудностями, расходовали предназначенные для выплаты зарплаты средства на другие цели.
             В связи с этим, в текущем году пришлось возбудить 50 уголовных дел по части 1 статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Эти и другие жесткие меры позволили в целом не допустить обвального ухудшения ситуации в сфере соблюдения прав граждан на вознаграждение за труд. Задолженность по заработной плате во втором полугодии стала снижаться и по официальным данным статистики на 01.10.2009 составила 140,6 млн. рублей на 27 предприятиях перед 7 047 работниками.
          Всего по результатам проведенных проверок и принятых прокурорами мер реагирования в текущем году удалось погасить задолженность по заработной плате, в том числе с учетом долгов предприятий, не подпадающих под государственное статистическое наблюдение, на общую сумму 2 млрд. 837 млн. рублей. 
         Результаты работы прокуроров территорий свидетельствуют, что значимой проблемой в округе продолжает оставаться задолженность со стороны органов местного самоуправления, предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса перед поставщиками энергоресурсов.
          Несмотря на  принятые  прокурорами меры по понуждению руководителей органов местного самоуправления и коммунальных служб к погашению задолженности перед поставщиками энергоресурсов, во всех субъектах Уральского федерального округа имеется задолженность коммунальных организаций перед поставщиками теплоэнергоресурсов, которая на 01.10.2009 составляет свыше 10 млрд. рублей. В связи с чем прокурорами всех территорий округа принимаются дополнительные меры по обеспечению прав граждан на обеспечение их услугами жилищно-коммунального комплекса.    
         По-прежнему особое внимание уделяется вопросам организации и контроля деятельности прокуратур субъектов Федерации в округе по надзору за соблюдением положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов в сфере государственного строительства и федерализма.
         В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155 управлением на системной основе обобщается состояние законности и практика прокурорского надзора на данном  направлении деятельности. Ежеквартально проводится анализ результатов работы прокуроров территорий в этой сфере, соответствующая информация направляется в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства. О состоянии законности в сфере регионального и местного нормотворчества  информируется полномочный представитель Президента России в округе. В отчетном периоде прокурорами оспорено 54 нормативных правовых акта органов государственной власти (в том числе 14 законодательных и 40 подзаконных актов), 36 из которых на сегодня приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства, 18 находятся в стадии рассмотрения.
         Прокурорами территорий также активно использовались превентивные меры, направленные на предотвращение возможных нарушений законодательства в сфере регионального нормотворчества. В этой связи каждый проект законодательных и большинства подзаконных актов тщательно прорабатывался прокурорами.
         Всего проведен правовой анализ свыше 800 проектов областных законов и постановлений органов исполнительной власти, на каждый из которых подготовлено заключение об его соответствии требованиям федерального законодательства.
         В результате в текущем году прокурорам на стадии подготовки удалось предотвратить принятие 67 незаконных нормативных правовых актов путем внесения в органы государственной власти отрицательных заключений, содержащих замечания правового характера.
          Кроме того, прокурорами оспорено свыше 2,9 дефектных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, из которых на сегодня 2,7 тысяч приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства. Всем имевшим место фактам нарушений требований федерального законодательства в данной сфере прокурорами дана должная правовая оценка и приняты действенные меры к их устранению и недопущению впредь.
         В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.01.2007 № 11 управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе на системной основе анализируется состояние законности и контролируется деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, по надзору за исполнением законов при реализации приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Здоровье», «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса».
          В текущем году управлением и прокурорами территорий работа на данном направлении была продолжена в непосредственном взаимодействии с органами государственной власти и правоохранительными структурами. Совместно с контролирующими органами проведены проверки правомерности расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов, приняты комплексные меры для обеспечения прав и свобод граждан, а также режима законности в деятельности хозяйствующих субъектов, вовлечённых в данную сферу правоотношений.
          Руководство управления и прокуратур субъектов, входящих в Уральский федеральный округ, принимает активное участие в работе соответствующих рабочих групп (советов), созданных в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, а также при губернаторах и главных федеральных инспекторах по вопросам контроля за реализацией национальных проектов, где обсуждаются наиболее значимые и проблемные вопросы, вырабатываются конкретные пути их решения.
          В отчетный период во исполнение плана работы управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе на первое полугодие 2009 года управлением совместно с прокурорами территорий проведена проверка исполнения законодательства, направленного на реализацию федеральной целевой программы «Жилище», в ходе которой выявлены серьёзные нарушения законности при реализации мероприятий по капитальному ремонту жилых домов и переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, пресечены факты необоснованного истребования органами местного самоуправления у граждан непредусмотренных законом документов, что создавало препятствия для реализации ими своих жилищных прав. Её результаты рассмотрены на специальном оперативном совещании в управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе, на котором выработаны дополнительные меры, направленные на усиление прокурорского надзора в сфере действия приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», устранение имеющихся недостатков и повышение качества надзора на этом направлении деятельности. Копия протокола совещания направлена прокурорам субъектов Федерации, входящих в округ.
         Эти и другие принятые меры позволили прокурорам в Уральском федеральном округе в истекший период 2009 года выявить и своевременно пресечь ряд серьёзных нарушений законности, допущенных в названной области правоотношений.
          В целом с начала 2009 года в сфере действия приоритетных национальных проектов выявлено свыше 3,6 тысяч нарушений закона. С целью их пресечения и недопущения впредь внесено свыше 900 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено более девятисот должностных лиц. На незаконные правовые акты принесено 233 протеста, в суды направлено 397 заявлений, объявлено 310 официальных предостережений, 311 должностных лиц привлечено к административной ответственности.  Вопросы соблюдения законности при реализации приоритетных национальных проектов продолжают оставаться на особом контроле управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
          В соответствии с требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации «О совершенствовании организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» от 01.10.2008 № 196, «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции» от 13.08.2008 № 160 управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе и прокурорами субъектов Российской Федерации округа в текущем году приняты дополнительные меры по повышению эффективности надзорной деятельности в сфере исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе.
         Итоги работы прокуратур и органов правопорядка в этой сфере обсуждены на координационном совещании при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации 23.09.2009, на котором выработан комплекс дополнительных мероприятий, направленных на выявление и пресечение коррупционных правонарушений.
         За 9 месяцев 2009 года в результате проделанной работы на данном приоритетном участке работы прокурорами выявлено 3,8 тысяч нарушений законности, что на 8,4% больше показателей аналогичного периода прошлого года (3557), для устранения которых внесено свыше 890 представлений (9 мес. 2008г. – 746), в результате к дисциплинарной ответственности привлечено 860 должностных лиц (9 мес. 2008 г. – 634). По требованию прокуроров 33 служащих наказано в административном порядке (9 мес. 2008 г. – 80).
         Кроме того, в текущем году по материалам проверок исполнения законодательства о государственной, муниципальной службе, направленным в следственные органы в порядке статьи 37 УПК Российской Федерации, возбуждено и расследуется 259 уголовных дел, из них 12 в результате проверок, проведенных управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
          О распространенности этих правонарушения свидетельствуют вскрытые в  текущем году прокурорскими проверками  многочисленные факты приема на государственную (муниципальную) службу граждан, не соответствующих квалификационным требованиям, установленным Федеральными законами «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
          Так, в результате проведенной управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проверки в Уральском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, вскрыты факты назначения его руководителем Михеевой С.В. на должности старших государственных инспекторов Цхведадзе Н.П. и Ковалева В.Ж., которые, не имея требуемого Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» высшего образования, в течение 4 лет незаконно замещали эти ответственные должности, за что получали повышенное денежное содержание. По протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации приказ о назначении Цхведадзе Н.П. и Ковалева В.Ж. на должности отменен, они переведены на менее ответственный участок работы, который соответствует их квалификационным требованиям.
          По требованию управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе приказом Министра промышленности и торговли Российской Федерации № 383 от 20.05.2009 руководитель управления Михеева С.В. за допущенные нарушения предупреждена о неполном служебном соответствии.
          Аналогичные нарушения законности выявлены в Свердловской области в ходе прокурорской проверки областного Министерства финансов, в аппарате и территориальных отделах которого на протяжении последних двух лет 84 чиновника занимали должности, относящиеся к категории старших должностей государственной гражданской службы, не имея требуемого Федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ высшего образования. По представлениям прокурора Свердловской области эти нарушения законодательства о государственной службе устранены, 26 не отвечающих квалификационным требованиям лиц уволены с государственной службы, а 58 – переведены на нижестоящие должности.
          Также прокурорскими проверками выявляются факты несоблюдения федерального законодательства при приеме лиц на государственную и муниципальную службу.
         Вопреки требованиям федерального законодательства заместитель руководителя Уральского межрегионального управления Росфинмониторинга Шмелев, по должности обязанный оперативно отслеживать и выявлять финансовые махинации и преступления, при поступлении на государственную службу в октябре 2002 года скрыл тот факт, что он является учредителем крупного  частного охранного предприятия «Кондор», где ему принадлежала десятая часть уставного капитала. Кроме того, ряд сотрудников этого ведомства  при  поступлении на службу и заполняя декларации, скрыли дополнительно полученные доходы. По представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации все виновные привлечены к ответственности, а нарушения закона устранены.
         Итоги прокурорских проверок свидетельствуют о неединичных фактах незаконного занятия чиновниками ответственных должностей путем использования поддельных дипломов о высшем образовании. 
          В Ямало-Ненецком автономном округе прокуратурой вскрыт факт того, что начальник отдела по организационной работе и делопроизводству администрации поселка Пурпе, Пуровского района Мягкова И.А. для замещения указанной должности предоставила поддельный диплом о получении ею высшего образования в Тюменском государственном университете. По требованию прокурора Мягкова И.А. от занимаемой должности освобождена, в отношении нее возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 327 УК Российской Федерации. В настоящее время Мягкова предана суду.
          В Ханты-Мансийском автономном округе по результатам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 327 УК Российской Федерации в отношении ведущего специалиста администрации сельского поселения Алган Нижневартовского района Душковой Н.Л., использовавшей заведомо подложный диплом об окончании Нижневартовского нефтяного техникума. По приговору суда Душкова Н.Л. подвергнута штрафу, а по представлению прокурора уволена с муниципальной службы.
         Более того, в отдельных ведомствах ответственные за кадровую работу и борьбу с коррупцией должностные лица сами совершают деяния, требующие уголовно-правовой оценки. Так, заместитель начальника отдела кадров Уральского  управления Государственной фельдъегерской службы России Ярцев, не имевший необходимого высшего образования, с целью незаконного продвижения по службе представил руководителю  управления поддельные документы о том, что он, якобы, проходит обучение в ВУЗе, а впоследствии и приобретенный по объявлению в газете фальшивый диплом об его окончании. В результате на протяжении пятнадцати лет он последовательно назначался на вышестоящие, в том числе руководящие должности, незаконно получая повышенное денежное содержание, в результате чего бюджету был причинен ущерб в размере свыше 230 тысяч рублей. Аналогичным образом решил добиться повышения по службе и другой старший офицер управления Мутовкин И.А., который представил в 2001 году поддельный диплом об окончании ВУЗа руководителю управления, вновь не проверившему его подлинность.
         В настоящее время по данным фактам проводится доследственная проверка, вопрос об ответственности  руководителя окружного управления Изгарова И.Н. поставлен заместителем Генерального прокурора России перед директором Государственной фельдъегерской службы Корниенко  Г.А.
           С декабря минувшего года ответственные должностные лица Уральского регионального центра МЧС России - заместитель начальника отдела организации надзора за обеспечением пожарной безопасности Калетина Е.М. и начальник отдела организации надзорных мероприятий в области пожарной безопасности Соловьева Н.И., нарушив установленный законом прямой запрет на занятие предпринимательской деятельностью учредили коммерческое предприятие ООО «Уральский пожарно-испытательный центр», директором которого являлась Калетина.  
          Указанные  нарушения законности на протяжении восьми месяцев не были своевременно выявлены и пресечены руководством управления пожарного надзора и кадровой службой регионального центра МЧС России.
          Только после внесения заместителем Генерального прокурора Российской Федерации представления руководителю регионального центра Шмидту  Г.В.,  эти указанные сотрудники были уволены с государственной службы, а руководитель  управления  пожарного надзора  Самохвалов Е.А. и его заместитель Шангин В.Н., а также начальник управления кадров регионального центра Синицын В.А. привлечены к дисциплинарной ответственности.
          В Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа по представлению прокурора уволен из органов внутренних дел помощник начальника отдела, оперативный дежурный ОВД МО Красноселькупский район Скинданенко Е.Н., который в нарушение требований статьи 20 Закона Российской Федерации «О милиции», являясь индивидуальным предпринимателем, осуществлял автотранспортные пассажирские перевозки.
           На протяжении двух лет ведущий специалист отдела правового сопровождения юридического отдела Нижневартовского районной администрации Ханты-Мансийского автономного округа Турков В.И. является учредителем ООО «Контракт-Сервис».  По представлению прокурора Турков В.И. с муниципальной службы уволен.
          В соответствие с Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31.07.2008, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 01.10.2008 № 196, в отчетном  периоде продолжена работа по недопущению принятия органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, создающих благоприятную почву для коррупции.
          За 9 месяцев текущего года городскими и районными прокурорами субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ оценка на коррупциогенность дана в отношении более 27 тысяч нормативных правовых актов органов  государственной власти и органов местного самоуправления. В результате принятых мер прокурорского реагирования в 1141 нормативный правовой акт внесены необходимые коррективы.
          За аналогичный период оценка на коррупциогенность дана в отношении 17614 нормативных правовых актов государственной власти и органов местного самоуправления. Выявлено 894 нормативных правовых акта и их проекта, содержащих коррупциогенные факторы.
        Так, в Челябинской области решением Собрания депутатов Брединского муниципального района утверждено Положение, которым незаконно расширены полномочия главы района на единоличное принятие решений по вопросам перемещения бюджетных ассигнований, что позволяло чиновникам решать вопрос о выделении субсидий юридическим лицам по своему усмотрению.
          Отдельные нормы постановления главы города Муравленко  Ямало-Ненецкого автономного округа «Об утверждении порядка оформления согласований на переустройство и перепланировку жилых помещений» предусматривали  право муниципальных комиссий произвольно отказывать гражданам в согласовании переустройства жилого помещения, что создавало предпосылки для корыстных злоупотреблений со стороны чиновников городской администрации.
          По протестам прокуроров вышеуказанные незаконные правовые акты отменены.
          По-прежнему, одной из основных коррумпированных сфер остается деятельность, связанная с использованием средств бюджетов всех уровней.
          Пользуясь бесконтрольностью со стороны начальника окружного управления Фельдъегерской службы Изгарова И.Н. старший офицер подразделения  Стахеев О.С., используя сфальсифицированные документы о стоимости проезда к месту проведения отпуска, в которых была втрое завышена цена зарубежного авиаперелёта, в феврале текущего года похитил средства федерального бюджета в размере 44,2 тысяч рублей, что не было своевременно выявлено службой  собственной безопасности  и финансово-экономическим отделом управления. По данному факту в сентябре текущего года возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 159 УК Российской Федерации, по которому ведётся расследование.
          Вместе с тем, результаты проведенного анализа показывают, что в организации надзорной деятельности имеются отдельные организационно-управленческие недостатки и упущения, в связи с чем они 21.10.2009 специально рассмотрены на оперативном совещании в управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в УрФО, на котором определены меры по их устранению и укреплению законности в округе, за реализацией которых установлен контроль.