В Салехарде состоялось оперативное совещание при Генеральном прокуроре Российской Федерации по вопросам контроля и надзора за соблюдением природоохранного законодательства в Арктической зоне России (ФОТО).

        Сегодня, 27 мая 2016 года в г. Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ) состоялось оперативное совещание при Генеральном прокуроре Российской Федерации Юрии Чайке по вопросу повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды субъектами недропользования в Арктической зоне России.

        В его работе приняли участие полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, заместитель и помощник полномочных представителей Президента Российской Федерации в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководители министерств и ведомств, их заместители, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры и губернаторы (главы) отдельных субъектов Российской Федерации.

        В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 18.09.2008 № Пр-1969, и Указом Президента России от 02.05.2014 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» в их состав полностью или частично включены территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов.

       С учетом того, что Беломорский, Лоухский и Кемский районы Республики Карелия имеют выход к берегу Белого моря, Правительством Республики Карелия инициировано обращение в Правительство Российской Федерации об их включении в Арктическую зону России.

        С основным докладом на тему «Об особенностях осуществления прокурорского надзора в сфере обеспечения соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды субъектами недропользования в Арктической зоне России» выступил начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Анатолий Паламарчук.

        Участники совещания отметили, что федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы уделяют пристальное внимание вопросам развития Арктики. Тем не менее, результаты прокурорских проверок свидетельствуют о наличии многочисленных нарушений законодательства в сфере арктической экологии, допускаемых при недропользовании и проведении сопутствующих работ, использовании земель и их рекультивации, ликвидации накопленного ущерба прошлых лет, в том числе на хранилищах промышленных предприятий советского периода.

      Не единичны случаи неисполнения субъектами недропользования, эксплуатирующими опасные производственные объекты, законодательства о промышленной безопасности. Остро стоит вопрос исполнения предприятиями водного транспорта законодательства об охране окружающей среды при перевозке нефтепродуктов внутренним водным транспортом, доставке нефтепродуктов в морские порты, а также осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности.

        Существенной проблемой для регионов, входящих в Арктическую зону Российской Федерации, является отсутствие эффективной системы управления отходами на территории арктической зоны. Необходимо провести инвентаризацию и очистку загрязненных территорий от отходов производства и потребления на заброшенных объектах, а также на объектах военного назначения. Имеются факты ведения субъектами недропользования деятельности в отсутствии необходимых разрешительных документов либо вопреки предусмотренных в них условий.

        По итогам совещания выработан комплекс мер, направленных на устранение нарушений законодательства об охране окружающей природной среды субъектами недропользования в Арктической зоне Российской Федерации, а также повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности государственных органов исполнительной власти в названной сфере.