Органы прокуратуры в территориях Уральского федерального округа пресекли факты произвола в отношении граждан, связанные с неправомерным возложением обязанностей и взиманием денежных средств.

        Органы прокуратуры в территориях Уральского федерального округа выявили и пресекли факты произвола в отношении граждан, связанные с неправомерным возложением на них не предусмотренных законодательством обязанностей и необоснованным взиманием с них денежных средств.
        В Свердловской области решением Синарского районного суда г.Каменска-Уральского удовлетворены требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании правового акта.
        Согласившись с позицией надзорного ведомства, суд признал противоречащим федеральному законодательству решение городской Думы г. Каменска-Уральского «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Каменск-Уральский» в части, возлагающей на граждан и организаций обязанности по содержанию и уборке прилегающих территорий.
        Основанием к предъявлению иска в суд стали итоги прокурорской проверки. В соответствии с нормами закона прилегающая территория представляет собой часть территории города, которая примыкает к земельному участку, принадлежащему физическому или юридическому лицу на основании права собственности либо иного права. Размеры прилегающей территории зависят от категории объекта, расположенного на земельном участке, и составляют от 3 до 25 метров от границы отведенного земельного участка по его периметру.
        Фактически прилегающие территории являются территориями общего пользования. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит содержание и уборку таких территорий к компетенции органов местного самоуправления.
        Удовлетворяя заявление прокурора, суд учел, что предусмотренная решением городской Думы обязанность по существу является дополнительным, не предусмотренным действующим законодательством видом бремени содержания имущества. Подобные обязанности могут устанавливаться только федеральными законами.
        В Ямало-Ненецком автономном округе Надымской городской прокуратурой проведена проверка по обращению местных жителей о нарушении их прав управляющей организацией.
        Надзорными мероприятиями установлено, что ООО «УК «КонсьержЪ» осуществляет деятельность по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества 18 многоквартирных домов в г. Надым.
        В соответствии с условиями договоров управления компания приняла на себя обязательства обеспечивать регистрационный учет собственников  квартир, пользователей помещений и совместно проживающих с ними лиц, предоставлять справки и документы, связанные с регистрационным учетом.
        Сославшись на то, что на основании агентского договора полномочия по выдаче справочно-информационных документов гражданам переданы сторонней организации ООО «МЦОН-«Содружество», ООО «УК «КонсьержЪ» не выдавало жильцам необходимые справки – в том числе о составе семьи, о регистрации по месту жительства и иные.
        Так как управляющая организация передала по договору лишь полномочия по ведению учета потребителей, сторонняя организация за выдачу справочно-информационных документов с граждан взимала денежные средства. Между тем, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» документы, связанные с регистрационным учетом, должны предоставляться гражданам бесплатно.
        В этой связи городская прокуратура направила руководителю ООО «УК «КонсьержЪ» представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. В настоящее время необходимые документы гражданам выдаются бесплатно.