Сегодня 1 мая 2017 г.
Управление Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе

«Правовые основы деятельности по противодействию терроризму». На вопросы отвечает старший прокурор отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе старший советник юстиции Евгений Целищев.



        - Какими законодательными актами регламентируются вопросы противодействия терроризму в Российской Федерации?  
     - Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры,  ряд федеральных законов, нормативные правовые акты Президента и Правительства России, а также принимаемые в их развитие нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
     Перечень таких актов очень обширен. Их в общей сложности более 120. Они детально регламентирует правоотношения в данной сфере. Акты правительства и органов власти детализируют порядок применения федеральных законов.

      - Вы можете выделить среди этого списка наиболее важные законы, рассказать о них?
         - Пожалуй, я бы остановился на базовом Федеральном законе «О противодействии терроризму» от № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года. Последние изменения в него внесены в июле 2016 года.
     Данным законом определены организационные основы противодействия терроризму, полномочия Президента, Правительства России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и  местного самоуправления.
     Предусмотрен порядок пресечения террористических актов в воздушной среде, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе,  применения Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом, правовой режим, условия и процедура проведения  контртеррористических операций.
     Специальная статья (ст. 10) закона определяет процедуру привлечения Вооруженных Сил для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами Российской Федерации.
     Решение об использовании Вооруженных сил для выполнения таких задач принимается Президентом на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания.
     Например, в настоящее время с соблюдением такого порядка военные подразделения России принимают участие в борьбе с террористами в Сирийской Арабской Республике.
     Федеральным законом определен порядок возмещения вреда, причиненного в результате теракта, как путем выплат со стороны государства, так и за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также его близких родственников.
     В нем отражены вопросы социальной реабилитации пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, возмещения им вреда и их социальной защиты.
     Законом введен запрет на создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений террористической направленности, определен порядок их ликвидации.
 
     - Допустим, простой человек, не имеющий погон и не состоящий на государственной службе увидит, что планируется и совершается террористический акт, предпримет меры для его предотвращения, причинит вред здоровью или лишит жизни террориста. В этом случае его действия будут считаться законными? Он не будет сам привлечен к уголовной или другим видам ответственности? 
       - Не будет, если принимаемые им меры соразмерны степени террористической опасности.
       В соответствии со статьей 22 названного мной Федерального закона, лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда его здоровью или имуществу, а также иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта, являются правомерными.
       Эти нормы корреспондируют со статьями 38, 39 и 41 Уголовного кодекса, исключающими ответственность в случае:
       - причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление;
       - в случае обоснованного риска, когда лицо причиняет вред охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели;
       - при крайней необходимости – то есть если лицо причинило вред для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица и иных лиц, охраняемым законом интересам, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами.
       Более того, Федеральным законом предусмотрена возможность выплаты вознаграждения лицам, оказывающим содействие в выявлении и пресечении террористического акта, задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт.

      - Поскольку разговор зашел про Уголовный кодекс, скажите, какая ответственность предусмотрена за совершение теракта?  
        - Согласно статье 205 Уголовного кодекса, совершение или угроза совершения террористического акта наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
        Если эти действия совершены группой лиц, повлекли по неосторожности смерть человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий - они наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
        Когда такие деяния  сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных и иных опасных материалов либо повлекли умышленное причинение смерти, наказание составляет от пятнадцати до двадцати лет или пожизненное лишение свободы.
          При этом у участвовавшего в подготовке теракта лица, до того как прозвучит взрыв или террористический акт будет совершен иным способом, есть возможность отказаться от преступления и избежать уголовной ответственности.
     В соответствии с примечанием к названной 205-й статье УК РФ, лицо, участвовавшее в подготовке теракта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало его предотвращению.

        - В ответах на Ваши предыдущие вопросы прозвучала фраза «преступления террористической направленности». О каких преступлениях идет речь?
       - Их перечень довольно обширен и предусмотрен десятком статей Уголовного кодекса (ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, ч. 4 ст. 211, ст. 277, 360). К ним относятся:
        - содействие террористической деятельности,
        - публичные призывы к ее осуществлению или публичное оправдание терроризма, его поддержка и финансирование,
        - прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности,
    - организация террористического сообщества, террористической организации, незаконного вооруженного формирования и участие в них,
        - угон судна воздушного или водного транспорта,
       - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой.
      Также к террористическим с учетом конкретных обстоятельств их совершения могут быть отнесены захват заложника, бандитизм, организация преступного сообщества или участие в нем, диверсия, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, на жизнь сотрудника правоохранительного органа или применение насилия в отношении представителя власти (ст. 206, 209, 210, 281, 295, 317, 318).

22.12.2016
Наш адрес:

ул. Пушкина, д. 3
г. Екатеринбург
Россия, 620075

E-mail: mail@genprok-urfo.ru

Архив новостей



   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100  

При любом использовании опубликованной на сайте информации
ссылка на управление Генпрокуратуры РФ в УрФО обязательна.

Разработка сайта Екатеринбург - Дизайн-студия D1.ru
Разработка сайта Екатеринбург
Ямало-Ненецкий Автономный Округ Ханты-Мансийский Автономный Округ Свердловская область Тюменская область Челябинская область Курганская область