Сегодня 1 мая 2017 г.
Управление Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе

Разъяснение прокурора: о порядке приема и рассмотрения сообщений о преступлениях, а также о характерных нарушениях, допускаемых при организации этой работы.




        О законодательных нормах, регламентирующих порядок приема и рассмотрения в правоохранительных органах заявлений и сообщений о преступлениях,  о характерных нарушениях законности, допускаемых при организации этой работы, а также роли прокуратуры по обеспечению режима законности в указанной сфере рассказывает старший прокурор отдела по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе старший советник юстиции Леонид Масалов:

        Конституцией Российской Федерации провозглашена обязанность государства обеспечить потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
        Реализация этого положения осуществляется посредством механизмов, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. Так, в соответствии со ст. 21 УПК РФ прокурор, а также следователь и дознаватель от имени государства осуществляют уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения. В каждом случае обнаружения признаков преступления они обязаны принять предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
        Одним из основных полномочий прокурора в досудебных стадиях производства по уголовному делу является проверка исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
        На пресечение порочной практики укрытия преступлений от регистрации учета и необоснованных отказов в возбуждении уголовного дела прокуроров ориентируют организационно-распорядительные документы Генерального прокурора России, которые обязывают мерами реагирования осуществлять своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений в деятельности правоохранительных органов в указанной сфере.
        Прокурорами на системной основе реализуется комплекс мер по исключению подобных фактов манипулирования данными о состоянии преступности, которыми порой пользуются некоторые сотрудники органов внутренних дел, чтобы не портить статистику о раскрываемости. Тем самым пытаются приукрасить положения дел о наличии криминальных угроз в соответствующем районе или городе.
        К таким мерам относятся не только надзорные проверки. Прокурорами регулярно проводятся сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, а также иных организаций документами, указывающими на противоправный характер деяний. Постоянно анализируется содержание информационных программ радио, телевидения, различных публикаций в печатных изданиях и сети Интернет.
        Существенную помощь в выявлении фактов укрытия преступлений от учета оказывают сами граждане, а также должностные лица и представители организаций, которые обращаются с жалобами в органы прокуратуры.
        Благодаря таким обращениям, как правило, вскрываются случаи неправомерного отказа в регистрации сообщений, что является наиболее латентным нарушением в данной сфере, поскольку информация об их поступлении отсутствует в каких-либо учетных документах.
        В прошлом году прокурорами Уральского федерального округа установлено 120 таких случаев, за 6 месяцев текущего года – еще 52.
        Всего прокурорами федерального округа с начала 2016 года выявлено почти 90 тысяч нарушений при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении. Принятыми мерами на учете восстановлено 6 310 преступлений, в том числе 3 убийства и 70 фактов причинения тяжкого вреда здоровью, 62 криминальных деяния в сфере незаконного оборота наркотиков.
        Чтоб не попасть в ситуацию, когда жертва криминального нападения не может дождаться помощи от компетентных органов, гражданину следует четко понимать, каким образом подается заявление о преступлении.
        К слову, указанный порядок должен быть размещен на стендах или в иных общедоступных местах в помещениях каждого из административных зданий правоохранительных органов. К нему прилагаются выписки из положений УПК РФ, межведомственных и ведомственных нормативных актов, образцы письменных заявлений, а также сведения о руководителях и иных должностных лицах органов, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о преступлениях.
        Вкратце доведу указанные требования, касающиеся подачи заявлений в органы полиции:
        Заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления.
        Подать заявление человек может в любом удобном для себя виде: письменно или устно, по телефону, в электронном виде по информационным системам общего пользования, в дежурной части или на приеме у руководства территориального подразделения органа внутренних дел.
        Вне служебных помещений прием информации о преступлениях и происшествиях обязаны осуществлять все сотрудники полиции, находящиеся при исполнении служебных обязанностей.
        Особо обращаю внимание, что сотрудники полиции не вправе отказаться от приема заявления по тому основанию, что обслуживают другую территорию либо представленные сведения недостаточны для решения вопроса о наличии признаков преступления, а также по иным причинам.
        Поступившее к ним сообщение о преступлении они обязаны передать в дежурную часть для регистрации.
        Любое заявление должно быть подписано и из него четко должно прослеживаться – кто его автор, то есть указаны фамилия заявителя и его почтовый или электронный адрес.
        Исходя из положения ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
        По возможности, при подаче заявления о преступлении следует четко излагать факты о произошедших событиях. Буквально: что именно, где и когда произошло, каковы, хотя бы приблизительные, характер и размер ущерба. К обращению прилагать необходимые документы либо указывать об их наличии.
        Наиболее полное изложение сведений об имевшем место общественно-опасном деянии и его последствиях позволит правоохранительным органом наиболее оперативно разобраться с произошедшим.
        Нередки случаи, когда после проведения процессуальной проверки при наличии достаточных данных выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела ввиду необходимости сбора дополнительной информации – которая, в принципе, могла быть установлена при обращении заявителя, если бы он точно указал сумму причиненного ущерба или данные лиц, причастных к этому деянию.
        Приведу пример: в ходе прокурорской проверке выявлен факт отказа в возбуждении уголовного дела по обращению жителя г. Екатеринбурга о разукомплектовании его автомобиля «Мазда-6» и хищении запасных частей. Мотивировкой отказа являлось отсутствие сведений о размере материального ущерба с учетом износа автомобиля. Поскольку данные факты не исключали выводы о преступности деяния, по этому сообщению по требованию прокурора возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого установлено, что потерпевшему причинен вред на сумму 254 тысяч рублей.
        Кроме того, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ. Полагаю, что каждый должен четко осознавать, что ложный донос о совершении преступления не только отвлекает от работы силы и средства правоохранительных органов, но и представляет общественную опасность,в связи с тем, что из-за этого могут пострадать невиновные лица.
        Если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то оперативный дежурный обязан не только зарегистрировать его, но и – что особенно важно, оформить специальный письменный документ: талон-уведомление.
        В нем указываются: сведения о заявителе, краткое содержание сообщения о происшествии, регистрационный номер, фамилия и подпись сотрудника, принявшего сообщение, дата приема. Заявитель расписывается о получении талона-уведомления, проставляет дату и время получения талона.
        Также хочу особо обратить внимание на подачу сообщений о безвестном исчезновении лица.
        Такие заявления подлежат приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места исчезновения лица, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания, его полных анкетных данных.
        Отказ в приеме заявлений в связи с тем, что не прошло трое или иное количество суток с момента исчезновения человека либо отсутствует его фотографии и сведения об имевшихся ранее случаях безвестного исчезновения, является незаконным. По данным фактам следует незамедлительно обращаться в прокуратуру.
        Кроме того, следует отметить, что в последнее время с учетом развития информационно-коммуникационных технологий все большее распространение приобретает преступность, связанная с использованием сети Интернет, средств связи, электронных платежей, так называемое, «телефонное мошенничество», в ходе чего похищаются средства с банковских карт или счетов мобильных телефонов.
        Эти преступлений имеют трансграничный характер. Потерпевший и злоумышленник, как правило, незнакомы, могут проживать и находиться в различных городах и даже странах.
        Если в случаях перевода денежных средств на счет мобильного телефона еще можно установить место и время его выхода в эфир в момент зачисления денег, то при электронном переводе между банковскими картами определить конкретное место проведение активных действий по списанию помимо воли потерпевшего средств с его счета весьма затруднительно.
        Указанная особенность этих преступлений не позволяет своевременно и однозначно определить точное место их совершения, что зачастую используют нерадивые сотрудники правоохранительных органов, которые вместо проведения доследственной проверки, раскрытия преступления и пресечения действий виновного лица, начинают многократно и зачастую необоснованно передавать это заявление от одного территориального органа другому.
        Такой подход отрицательно сказывается на соблюдении разумных сроков уголовного судопроизводства, приводит к утрате доказательств и усложняет ход расследования.
        Например, в ходе надзорной деятельности мы столкнулись с таким фактом, кода в УМВД России по г. Екатеринбургу обратился индивидуальный предприниматель с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, похитивших у него 3 миллиона рублей, которые он через систему «онлайн-банк» перевел на расчетный счет в качестве оплаты покупки здания.
        Это заявление на протяжении 11 месяцев неоднократно направлялось в УМВД России по г. Тюмени с мотивировкой, что в указанном городе располагался филиал кредитной организации, где открыт расчетный счет, на который поступили деньги. Затем эти материалы возвращались обратно УМВД России по г. Екатеринбургу, поскольку заключение договора купли-продажи и действия по передаче денежных средств производились в административном центре Свердловской области.
        Только по требованию прокуратуры спор о территориальности был прекращен и проведение доследственной проверки поручено следственной части следственного управления УМВД России по г. Екатеринбургу.
        При принятии решения прокурор исходил из сложившейся судебной практики, согласно которой с момента зачисления денежных средств на банковский счет похитившее их лицо имеет реальную возможность распоряжаться ими с использованием современных информационных и банковских технологий, находясь в любом регионе России или стране мира. С учетом этого место, где оно может использовать такую возможность, нельзя ограничить конкретным административно-территориальным образованием.
        С учетом данных обстоятельств, последним установленным местом, где совершалось мошенничество, является место, из которого потерпевшим перечислены денежные средства. При этом именно здесь для него наступили вредные последствия.
        В случае подобного отношения к рассмотрению сообщения о преступлении, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, также следует обращаться с жалобами в прокуратуру.
        Даже при невозможности определения места совершения преступления такие факты прокурором пресекаются. При этом надо исходить из установленного Положением единого порядка регистрации уголовных дел и учета преступлений, согласно которому, если не представляется возможным определить, где совершено преступление, то оно учитывается по месту его выявления.

07.09.2016
Наш адрес:

ул. Пушкина, д. 3
г. Екатеринбург
Россия, 620075

E-mail: mail@genprok-urfo.ru

Архив новостей



   Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100  

При любом использовании опубликованной на сайте информации
ссылка на управление Генпрокуратуры РФ в УрФО обязательна.

Разработка сайта Екатеринбург - Дизайн-студия D1.ru
Разработка сайта Екатеринбург
Ямало-Ненецкий Автономный Округ Ханты-Мансийский Автономный Округ Свердловская область Тюменская область Челябинская область Курганская область