Итоги работы органов прокуратуры и правоохранительных служб Уральского федерального округа по реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31.07.2008.

         В соответствии с пунктом 7 плана работы управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе (далее – управление) и пунктом 1 плана основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов Уральского федерального округа по борьбе с преступностью на 2 полугодие 2009 года управлением проанализированы результаты выполнения в федеральном округе комплекса мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31.07.2008, а также постановлением Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 24.09.2008.
         Обобщение показало, что антикоррупционная деятельность правоохранительных органов в федеральном округе строится в соответствии с положениями Национального плана противодействия коррупции, установками Генерального прокурора Российской Федерации, постановлениями Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 24.09.2008.
         Вопросы организации работы по противодействию коррупции были рассмотрены 29.01.2009 на совещании под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации с участием полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, прокуроров территорий и руководителей правоохранительных органов Уральского федерального округа, 20.03.2009 и 13.05.2009 на специальных оперативных совещаниях в управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе, а также на совещании 24.07.2009 при подведении итогов работы за первое полугодие текущего года.
         Во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами управлением выработан комплекс дополнительных мер, направленных на противодействие коррупции и укрепление состояния законности в указанной сфере. На системной основе организован мониторинг проводимых прокурорами на местах мероприятий по повышению результативности противодействия коррупции.
          На основе Комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции на 2008-2010 годы, утвержденного Генеральным прокурором Российской Федерации 16.09.2008, прокурорами субъектов, входящих в Уральский федеральный округ, с учетом особенностей территорий, приняты и выполняются долгосрочные планы мероприятий по противодействию коррупции, предусматривающие реализацию конкретных надзорных мер в этой сфере. Во всех субъектах Российской Федерации Уральского федерального округа разработаны программы профилактики правонарушений и преступлений, в соответствии с которыми в территориях реализуются мероприятия, направленные на предупреждение коррупционных проявлений. Приняты и в настоящее время действуют региональные законы о противодействии коррупции.
         Во всех субъектах созданы межведомственные рабочие группы, в состав которых входят представители прокуратуры, следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, (Г)УВД, ФСБ, ФСКН, УФСИН, федеральной налоговой и антимонопольной служб. На заседаниях обсуждаются результаты исполнения соответствующих мероприятий Национального плана, наиболее актуальные проблемы, возникающие в деятельности следственных органов и оперативных подразделений, а также иные вопросы исполнения антикоррупционного законодательства, координируется деятельность правоохранительных, контролирующих и надзорных органов.
          В соответствии с приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 13.08.2008 № 160 и от 01.10.2008 № 196 в отчетном периоде управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе и прокурорами субъектов округа приняты дополнительные меры по повышению эффективности надзорной деятельности.
         В результате в 1 полугодии 2009 года в Уральском федеральном округе прокурорами выявлено 7822 нарушения в сфере исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции (+62,3%). Опротестовано 1848 (+65,6%) незаконных нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления. Для устранения выявленных нарушений законодательства внесено 1556 представлений (+51,1%). К дисциплинарной ответственности по требованию прокуроров привлечено 1335 чиновников (+49,5%). Руководителям различного уровня объявлено 953 предостережения (+2,2 раза). По результатам «общенадзорных» проверок  возбуждено 170  уголовных дел коррупционной направленности. 
         На сегодняшний день в указанной сфере в округе выявлено 9033 нарушения (+46,2%). Принесено 1906 протестов (+38,9%), внесено 1754 представлений (+44,1%). К дисциплинарной ответственности привлечено 1520 чиновников (+47,2%). По результатам «общенадзорных» проверок возбуждено 259 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности.
         Несоблюдение установленных законодательством ограничений и запретов допускается руководителями и должностными лицами местного самоуправления, государственной власти субъектов Российской Федерации и руководством территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, что требует принятия дополнительных мер по наведению порядка в данной сфере.
         Так, в ходе проведенной управлением  проверки установлено, что ответственные должностные лица Уральского регионального центра        МЧС России - заместитель начальника отдела организации надзора за обеспечением пожарной безопасности и начальник отдела организации надзорных мероприятий в области пожарной безопасности, проигнорировав прямой запрет на занятие предпринимательской деятельностью и работу по совместительству, установленный пунктом 10 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 в декабре 2008 года учредили коммерческое предприятие ООО «Уральский пожарно-испытательный центр», директором которого стала одна из этих чиновниц. Согласно Уставу одним из основных видов деятельности этой фирмы является оказание услуг по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях, ее учреждение действующими сотрудниками Уральского регионального центра МЧС России, которые осуществляют функции государственного контроля и надзора в этой сфере, создает реальные предпосылки для совершения ими в дальнейшем правонарушений коррупционной направленности. 
         В этой связи заместителем Генерального  прокурора Российской Федерации руководителю Уральского регионального центра МЧС России Г.Шмидту В. внесено  представление, по результатам рассмотрения которого виновные с государственной службы уволены. Их непосредственные руководители, а также начальник управления кадров регионального центра привлечены к дисциплинарной ответственности.
         В Свердловской области в отчетном периоде выявлен факт несоблюдения ограничений в части назначения на должности близких родственников в областном Министерстве природных ресурсов, где заместитель начальника отдела экологической безопасности является дочерью первого заместителя министра и находилась у нее в подчинении. По указанному и другим фактам нарушений закона прокурором внесено представление Председателю Правительства Свердловской области. В результате заместитель начальника отдела переведена на другую должность, а первого заместителя министра уволена.
         В ходе проверки, проведенной в Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области, выявлены факты предоставления государственными гражданскими служащими Министерства не полных сведений о принадлежащем им имуществе, а также нарушения квалификационных требований к должностям гражданской службы. По результатам проверки и рассмотрения внесенного представления указанные нарушения закона устранены, к дисциплинарной ответственности привлечено 4 должностных лица, в том числе Министр строительства и архитектуры Свердловской области.
         В Челябинской области глава муниципального образования «Григорьевское» приняла на муниципальную службу в качестве ведущего специалиста свою дочь. По представлению прокурора нарушения закона устранены, а незаконно занимавшая должность родственница главы администрации уволена.
         В Курганской области инспекторы Ростехнадзора в течение рабочего времени осуществляли преподавательскую деятельность в учебно-курсовом комбинате, госуниверситете, а также в ряде коммерческих предприятий, получая одновременно зарплату по основному месту работы и вознаграждение за чтение лекций. По представлению прокурора 14 государственных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности, а указанные нарушения закона пресечены.
         Прокурорскими проверками вскрываются факты несоблюдения федерального законодательства, допускаемые при приеме лиц на государственную и муниципальную службу.
         В марте текущего года управлением проведена проверка в Уральском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, в ходе которой вскрыты грубые нарушения законодательства.
         Вопреки требованиям Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которого в перечень квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «специалисты» входит обязательное наличие высшего образования, руководитель управления Михеева своим приказом незаконно назначила на должности старшего государственного инспектора и государственного инспектора отдела госнадзора по Свердловской области двух лиц, у которых отсутствовало необходимое для их замещения высшее образование. По протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации незаконный приказ отменен.
         В ходе проведенной управлением проверки в межрегиональном территориальном управлении Ростехнадзора России выявлены нарушения законодательства о государственной гражданской службе.
         Так, начальник отдела кадров и спецработы, при приеме в ноябре 2008 года гражданки на должность государственного инспектора, вопреки требованиям Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не истребовала от нее декларацию о доходах и принадлежащем ей имуществе, а также справку о соблюдении ограничений, связанных с прохождением государственной службы. Подобные нарушения были допущены при приеме на государственную службу еще трех лиц. Нарушения устранены лишь в ходе указанной проверки.
         Также установлены многочисленные факты нарушений государственными гражданскими служащими управления установленных Указом Президента Российской Федерации от 15.05.1997 №484 сроков предоставления деклараций о доходах, принадлежащем им имуществе и обязательствах имущественного характера, которые не были своевременно выявлены и пресечены руководством.
         Отсутствие требовательности к работникам со стороны начальников структурных подразделений управления способствовало совершению ими преступлений против интересов государственной службы.
         Несмотря на то, что начальнику Краснотурьинского территориального отдела управления было достоверно известно о предъявлении инспектору этого подразделения обвинения в хищении 150 кг лома цветных металлов, он не только не отстранил своего подчиненного от исполнения служебных обязанностей, но и поручил ему проведение проверки предприятия, где по данным следствия тот совершил хищение, что привело к открытому конфликту между руководством предприятия и территориального отдела управления. Только в ходе прокурорской проверки привлекаемый к уголовной ответственности инспектор был отстранен от должности.
         07.02.2008 за получение взятки в размере 40 тыс. рублей от директора предприятия «Уралтрансгаз» за непринятие мер по приостановлению работ на объекте повышенной опасности признан виновным и осужден к полутора годам лишения свободы государственный инспектор отдела по надзору за магистральными трубопроводами управления Дарбаев.
         Приговором суда от 14.07.2008 за незаконное участие в предпринимательской деятельности путем создания и управления через доверенных лиц двух коммерческих фирм осуждена главный государственный инспектор межрегионального отдела управления по надзору за электроустановками потребителей Киселева.
         23.04.2009 в связи с выявленными нарушениями закона руководителю межрегионального территориального управления Ростехнадзора России Сидякину А.М. внесено представление, по результатам рассмотрения которого к дисциплинарной ответственности привлечено 18 должностных лиц указанного ведомства.
         Аналогичные нарушения выявлены и прокурорами на местах.
         В Курганской области проведены проверки в Финансовом управлении, Департаменте экономического развития, торговли и труда, Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды, Правовом управлении Аппарата Правительства Курганской области, в Государственной инспекции труда, Управлении Ростехнадзора, Управлении ФМС России по Курганской области. По результатам рассмотрения 10 внесённых представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 23 чиновника.
         В этой же области в ходе прокурорской проверки установлено, что государственный инспектор Управления Россельхознадзора Шакиров был принят на службу на основании поддельной справки об обучении в Челябинском государственном университете. По результатам проверки  возбуждено и направлено в суд уголовное дело по ч.3 ст.327 УК РФ. 05.05.2009 Шакиров признан виновным и осужден к штрафу.
         Прокуратурой Свердловской области в ходе проведенной проверки в Главном управлении гражданской защиты и пожарной безопасности установлено, что квалификационному требованию о высшем профессиональном образовании не соответствуют 12 государственных гражданских служащих. По представлению прокурора приняты меры к устранению нарушений, а начальник кадровой службы привлечен к дисциплинарной ответственности.    
         В Ханты-Мансийском автономном округе по представлению прокурора начальник производственно-технического отдела управления ЖКХ Кондинского района, не имеющая необходимого высшего образования, переведена в разряд технических работников.
         В том же автономном округе выявлены нарушения порядка поступления граждан на государственную службу в Управлении федеральной антимонопольной службы, в управлении федеральной миграционной службы и в департаменте государственной собственности по автономному округу. По представлениям прокурора все нарушения устранены. По результатам проверки в Департаменте по малочисленным народам Севера по требованию прокурора с 4 гражданскими служащими расторгнуты служебные контракты, в отношении 2 гражданских служащих назначено проведение внеочередной аттестации.
         В Челябинской области в связи с выявленными нарушениями законодательства по представлению прокурора уволен начальник отдела кадров Управления Роспотребнадзора Борискин, длительное время игнорировавший требования законодательства о проведении квалификационных экзаменов и аттестаций государственных гражданских служащих, а также не принявший мер к приведению в соответствие с требованиями закона служебных контрактов и служебных регламентов сотрудников управления.
         По представлению прокурора этой же области 27.03.2009 уволен с должности начальника отдела Федеральной службы судебных приставов по Миасскому городскому округу. В ходе прокурорской проверки установлено, что на момент назначения на должность он имел не снятую и не погашенную судимость по ст.286 УК РФ. В соответствии с приговором ему было назначено наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления.
         Прокурорскими проверками в Уральском федеральном округе выявлены многочисленные факты наличия конфликта интересов в деятельности государственных и муниципальных служащих.
         В ходе проведенной управлением в Уральском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии проверки, установлено, что заместитель его начальника, являясь членом конкурсной комиссии, вопреки требованиям  ст.15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не проинформировал в установленном порядке своего руководителя о том, что он совмещает государственную службу с работой в должности инженера по гражданской обороне в федеральном государственном учреждении «Уралтрест», которое в период с декабря 2007 по июль 2008 года участвовало и победило в четырех организованных управлением конкурсах на право заключения государственных контрактов по испытанию образцов нефтепродуктов, изделий строительной и пищевой промышленности, на общую сумму свыше 3 млн. рублей. При этом, он сам  голосовал за заключение данных контрактов с организацией, в которой он работал по совместительству и получал заработную плату.
         Руководитель управления, зная о наличии у данного чиновника личной заинтересованности, мер по его отстранению от выполнения обязанностей члена конкурсной комиссии не приняла, чем потворствовала нарушению им требований законодательства о государственной гражданской службе.
         По представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 23.03.2009 приказом Министра промышленности и торговли Российской Федерации за допущенные нарушения закона к дисциплинарной ответственности привлечено 6 должностных лиц, в том числе руководитель управления и ее заместители.
         Анализ практики контрольной и надзорной деятельности показывает, что, по-прежнему, одной из основных коррумпированных сфер остается деятельность, связанная с использованием средств бюджетов всех уровней, в том числе при осуществлении закупок, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд.
         В ходе проверки, проведенной управлением в Инспекции страхового надзора по Уральскому федеральному округу, установлено, что руководством данного ведомства вопреки требованиям статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации об эффективности использования бюджетных средств и установкам Президента Российской Федерации Медведева Д.А. об оптимизации расходов органов государственной власти в условиях преодоления последствий мирового экономического кризиса, допускаются факты их необоснованного и нерационального использования.
         В нарушение утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.07.2005 № 813 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, в соответствие с которым руководителям территориальных органов исполнительной власти межрегионального уровня проезд в служебные командировки воздушным транспортом разрешен только по тарифу экономического класса, руководитель инспекции неоднократно незаконно пользовался авиауслугами бизнес-класса.
          Так, несмотря на наличие свободных мест экономического класса, в декабре минувшего года он приобрел билет бизнес-класса стоимостью 23900 рублей для командировки 24.12.2008 в г. Москву. 26.12.2008 при возвращении в г. Екатеринбург он также незаконно воспользовался авиабилетом бизнес-класса по той же цене. Между тем, в указанные даты стоимость базового тарифа эконом-класса в одну сторону составляла 13400 рублей, то есть на 10500 рублей меньше цены билета бизнес-класса.
         По результатам рассмотрения внесенного заместителем Генерального прокурора Российской Федерации представления руководитель и главный бухгалтер инспекции привлечены к дисциплинарной ответственности.
         В ходе проведенной управлением проверки установлено, что руководителем Уральского межрегионального территориального управления Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии 21.01.2009 были заключены три государственных контракта по цене, на 80 тыс. рублей превышающей предложенную победителями конкурсов стоимость своих услуг по проведению испытания электроэнергии и образцов промышленной продукции, что не только противоречило  федеральному законодательству, но и являлось недопустимым в условиях жесткой экономии средств федерального бюджета, связанной с кризисными проявлениями в сфере экономики.
         Только в ходе данной проверки по требованию управления из этих государственных контрактов была исключена необоснованно завышенная стоимость услуг по проведению необходимых контрольных испытаний, что позволило сэкономить 80 тысяч рублей бюджетных средств.
         26.03.2009 по результатам проведенной управлением проверки заместителем Генерального прокурора Российской Федерации внесено представление руководителю Федеральной налоговой службы России Мокрецову М.П. о выявленных фактах коррупции в деятельности отдельных должностных лиц Федеральной налоговой службы Российской Федерации, которые в силу требований действующего законодательства и служебного долга сами обязаны осуществлять контроль за соблюдением финансово-бюджетной дисциплины. 
         Установлено, что в октябре 2007 года по решению руководства межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 5 г. Москвы была сформирована бригада работников налоговой службы для выездной проверки одного из крупнейших налогоплательщиков - открытого акционерного общества «Челябинский металлургический комбинат», которая проводилась в период с 29.10.2007 по 17.12.2007.
         В состав данной бригады, руководство которой было поручено заместителю начальника отдела выездных проверок указанной межрегиональной инспекции № 5, были включены 20 сотрудников управлений и инспекций налоговых служб г. Москвы, Свердловской, Челябинской, Липецкой и Белгородской областей, а также межрегиональной инспекции по Уральскому федеральному округу.
         По месту работы всем членам этой бригады под отчет из бюджетных средств были выданы авансом крупные денежные суммы (160-170 тысяч рублей каждому) на командировочные расходы, значительная часть которых, как установлено прокурорской проверкой, впоследствии была похищена одиннадцатью работниками органов Федеральной налоговой службы России.
         По данным фактам в отношении должностных лиц органов Федеральной налоговой службы возбуждены и расследуются уголовные дела.
         Во исполнение пункта 10 Комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции на 2008-2010 годы, утвержденного 16.09.2008  Генеральным прокурором Российской Федерации, и прокурорами территорий регулярно анализируется состояние законности в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности, на системной основе проводятся проверки исполнения законодательства в сфере защиты их прав и законных интересов, особое внимание уделяется выявлению и пресечению фактов коррупции в деятельности правоохранительных органов, органов государственного надзора и контроля, административных барьеров при реализации предпринимателями своих прав.  
         В результате проведенной управлением в июне текущего года проверки в Уральском межрегиональном территориальном управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды установлено, что в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации № 497 от 13.08.2006 и административного регламента указанным подразделением хозяйствующим субъектам навязывались дополнительные услуги, а также незаконно взималась дополнительная  плата за рассмотрение заявлений о предоставлении лицензий.
         В связи с этим, 15.07.2009 заместителем Генерального прокурора Российской Федерации внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения закона устранены, а виновные должностные лица  привлечены к дисциплинарной ответственности.
         В ходе проверки, проведенной управлением в Уральском межрегиональном территориальном управлении Ростехрегулирования, установлено, что руководитель управления, игнорируя требования Федерального закона о прямом запрете на проведение мероприятий по контролю в отношении субъектов малого предпринимательства в течение трех лет с момента их регистрации, утвердила план контрольно-надзорной деятельности управления, предусматривающий проведение проверки соблюдения требований государственных стандартов в деятельности зарегистрированного лишь за полтора года до этого индивидуального предпринимателя, которая в результате была неправомерно проведена в январе 2007 года на основании распоряжения начальника отдела государственного надзора по Свердловской области.
         Также необоснованное вмешательство в деятельность хозяйствующего субъекта допущено руководителем управления, по прямому указанию которой в мае 2008 года без наличия предусмотренных законом оснований проведена внеплановая проверка соблюдения требований государственных стандартов в деятельности одного из предприятий. В ходе ее проведения на предприятии были отобраны образцы уже готовой к реализации продукции (пластиковые окна), испытание которых длилось более месяца и не выявило каких-либо нарушений при их изготовлении, что привело к срыву установленных договором сроков поставки оконных блоков потребителям.  
         Пользуясь бесконтрольностью со стороны руководителем управления, ее заместитель без каких-либо правовых оснований в феврале 2008 года вынес распоряжения о проведении восьми внеплановых проверок индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на рынке в г.Нижнем Тагиле Свердловской области, что повлекло за собой нарушение их прав на свободное осуществление предпринимательской деятельности. 
         По указанному выше представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 23.03.2009 виновные должностные лица привлечены к ответственности.
         30.04.2009 в управлении проведено специальное межведомственное совещание с руководителями 19 поднадзорных территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, на котором рассмотрены меры по реализации положений Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». На совещании определен механизм взаимодействия прокуратуры и контролирующих органов в новых условиях работы, определен состав и порядок деятельности специально созданной в управлении рабочей группы для обеспечения прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственном контроле. От руководства всех окружных контролирующих органов потребовано обеспечить неукоснительное исполнение требований законодательства, и они предупреждены об ответственности за любое необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, создающее препятствия для нормального функционирования и развития экономики.
         В соответствии с требованиями Национального плана противодействия коррупции в Уральском федеральном округе организована работа по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, которая проводится во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти, региональными управлениями Министерства юстиции Российской Федерации. Во всех субъектах созданы рабочие группы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в работе которых активное участие принимают сотрудники прокуратуры.
         Во исполнение указания первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. от 28.02.2009 №86/3-49н-2009 прокурорами территорий организована работа по ведению реестров нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.
         В отчетном периоде прокурорами в Уральском федеральном округе выявлено 1756 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы. Для устранения выявленных нарушений принесено 1136 протестов, 68 представлений, направлено 416 информаций.
         По результатам рассмотрения заявленных прокурорами требований нормативные правовые акты приведены в соответствие с законом.
         В Свердловской области выявлены коррупциогенные факторы в постановлении областного Правительства «О порядке определения размера арендной платы за пользование государственным казенным имуществом». Отсутствие в постановлении норм, которые регламентируют компетенцию органов исполнительной власти, создавало возможность для произвольной трактовки их полномочий с целью извлечения незаконной выгоды и могло  повлечь коррупционные проявления со стороны субъектов правоприменения, нарушая тем самым права и законные интересы юридических и физических лиц. В этой связи председателю Правительства Свердловской области прокурором была направлена информация с предложением о внесении в нормативный акт изменений с целью исключения указанных коррупциогенных факторов. 
         В Челябинской области решением Собрания депутатов Брединского муниципального района утверждено Положение, устанавливающее полномочия главы района на единоличное принятие решений по вопросам перемещения бюджетных ассигнований, что позволяло чиновникам решать вопрос о выделении субсидий юридическим лицам по своему усмотрению. На незаконный правовой акт прокуратурой принесен протест, который 26.03.2009 удовлетворен, а в нормативный акт внесены необходимые изменения.
         В Ханты-Мансийском автономном округе в результате отмены по протесту прокурора постановления главы г. Пыть-Яха «Об утверждении цен на услуги муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика» предотвращено взимание повышенной платы с потребителей коммунальных услуг. 
         В Ямало-Ненецком автономном округе в ходе прокурорской проверки установлено, что отдельные нормы постановления главы г.Муравленко «Об утверждении порядка оформления согласований на переустройство и перепланировку жилых помещений» содержат завышенные требования, предъявляемые к гражданам для предоставления им определенного права, а также предусматривают право муниципальных комиссий произвольно отказывать в согласовании переустройства жилого помещения, что дает возможность для корыстных злоупотреблений со стороны чиновников. 27.03.2009 на указанный нормативный акт прокурором принесен протест, который удовлетворен, нарушения закона устранены.
         Аналогично работа на данном направлении организована и в других субъектах Уральского федерального округа.
         С целью организации системного противодействия коррупции необходимо сосредоточить усилия на эффективном противодействии злоупотреблениям и хищениям при распределении денежных средств, выделенных на реализацию национальных проектов, распределении квот по добыче природных ископаемых, нарушениям законодательства при выделении в аренду или собственность земельных участков и других объектов недвижимости, злоупотреблениям чиновниками органов власти и управления при лицензировании различных видов деятельности, активизировать работу по выявлению случаев вынесения заведомо неправосудных решений, пресечению фактов мздоимства преподавателей ВУЗов в период сдачи экзаменов, продолжить реализацию надзорных мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения государственными и муниципальными служащими предусмотренных законом ограничений.
         В 2008 году в Уральском федеральном округе было выявлено 3710 преступлений против государственной власти и интересов государственной службы (+40,6%), в том числе 971 взяточничество (+ 5,2%). 
         По итогам 8 месяцев текущего года в округе выявлено 3450 преступлений против государственной власти и интересов государственной службы, что на 19,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее значительно эти показатели увеличились в Челябинской области (+66%), в Ханты-Мансийском автономном округе (+41,6%) и в Курганской области (+25%).
          Общее количество пресеченных взяточничеств в отчетном периоде возросло как в целом в Уральском федеральном округе на 8% (949), так и в территориях. В Курганской области оно увеличилось на 36,8% (52), в Челябинской области – на 14,4% (318), в Тюменской области – на 10,5% (221), в Ямало-Ненецком автономном округе – на 2,7% (77). 
         Статистикой зафиксирован 46-процентный рост выявленных преступлений о злоупотреблениях должностными полномочиями, наибольшее количество которых зарегистрировано в Ханты-Мансийском автономном округе (+2,5 раза), в Свердловской (+2,5 раза) и Челябинской (+33,3%) областях.
         В суды в Уральском федеральном округе направлено 6330 уголовных дел о коррупционных преступлениях, в том числе 583 дела о взяточничестве и 563 о должностных злоупотреблениях, значительная часть которых рассмотрена по существу с вынесением обвинительных приговоров.
         Изобличены во взяточничестве и других должностных преступлениях бывший Глава администрации г.Нижного Тагила Свердловской области, экс-заместитель главы администрации г.Екатеринбурга - председатель комитета по управлению городским имуществом, руководитель комитета по жилищной политике г.Екатеринбурга. Преданы суду глава администрации г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа, руководитель Тюменского территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и его заместитель, глава администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области и начальник управления ветеринарии по Тюменской области.
Расследуется и находится на рассмотрении в суде ряд других дел о коррупционных преступлениях.
         Наиболее серьезные дела данной категории расследуются под непосредственным надзором управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
         В ходе реализации материалов Главного управления МВД России по Уральскому федеральному округу (далее – Главного управления) пресечена преступная деятельность организованной группы в составе начальника Управления государственного строительного надзора по Свердловской области и начальника отдела пожарного надзора Управления государственного строительного надзора по Свердловской области,  которые получили взятку в сумме 4 млн. рублей от предпринимат