Информация об итогах работы органов прокуратуры Уральского федерального округа по надзору за исполнением трудового законодательства в части обеспечения прав граждан на своевременное и полное вознаграждение за труд.

         Во исполнение установок руководства страны, указаний Генерального прокурора России об усилении надзорной деятельности за соблюдением трудовых и иных социальных прав граждан, а также приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2008 № 236 «Об утверждении программы действий органов прокуратуры Российской Федерации в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики», состояние законности и надзорная деятельность прокуроров в Уральском федеральном округе по обеспечению прав граждан на своевременную выплату заработной платы, получение пенсий и пособий, а также гарантий и компенсаций при высвобождении работников, находится под постоянным контролем управления Генеральной прокуратуры в Уральском федеральном округе (далее – управление).
         В истекшем году во всех территориях Уральского федерального округа был продолжен постоянный мониторинг ситуации в сфере соблюдения трудового законодательства, в том числе в части оплаты труда, а также законодательства о занятости населения. В ходе его проведения максимально используется информация региональных государственных инспекций труда, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, областных (окружных) управлений Федеральной налоговой службы, подразделений Федеральной службы судебных приставов, органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзных и иных общественных организаций, средств массовой информации и других источников.
         Так, управлением и прокурорами территорий из органов государственной статистики ежедекадно истребуется информация о имеющейся просроченной задолженности по заработной плате на предприятиях и организациях всех форм собственности. В еженедельном режиме анализируются данные органов занятости населения об уровне безработицы, количестве граждан, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, сокращением численности и штата, а также сведения о лицах, переведенных на неполное рабочее время, в режим простоя по вине работодателя, отправленных в отпуска без сохранения заработной платы. 
         В отчетном периоде аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО в сети Интернет организована работа информационной системы «Финансовый паспорт Уральского федерального округа», содержащей статистические отчеты о ситуации на рынке труда. Информационные ресурсы этой системы также используются управлением и прокурорами при организации надзорной деятельности в сфере защиты трудовых и иных социальных прав граждан, проведении мониторинга состояния законности. 
         Во исполнение установок Генерального прокурора Российской Федерации, в целях дальнейшей координации действий всех федеральных, региональных и муниципальных органов власти по нормализации социально-экономической обстановки, управлением во взаимодействии с полномочным представителем Президента России в Уральском федеральном округе продолжена еженедельная (со второго полугодия 2010 года – ежемесячная) работа Антикризисного штаба, в рамках которой рассматриваются ход и результаты проводимых мероприятий по преодолению последствий кризиса, обеспечению трудовых и социальных прав граждан. Личное участие в заседаниях штаба в режиме видеоконференции принимают прокуроры субъектов, входящих в округ, губернаторы, главные федеральные инспекторы, руководители контролирующих и иных органов, а также директора и собственники предприятий, которые отчитываются о принимаемых мерах по защите трудовых прав граждан, в том числе на оплату труда.
         Управлением проводится ежедневный мониторинг складывающейся ситуации, а также на постоянной основе анализируется и обобщается состояние законности и практика надзорной работы на данном направлении. Вопросы организации прокурорского надзора в сфере соблюдения трудовых прав граждан еженедельно детально рассматриваются на аппаратных совещаниях при заместителе Генерального прокурора России, вырабатываются дополнительные меры по совершенствованию этой деятельности. 
         Полномочному представителю Президента Российской Федерации систематически направляются информации, характеризующие состояние законности и практику прокурорского надзора в сфере соблюдения трудовых и иных социальных прав граждан, в том числе с детальным анализом положения по каждому субъекту Российской Федерации, входящему в округ, а также складывающейся ситуации на отдельных «проблемных» предприятиях.   
         Реализация аналогичных мер продолжена и в территориях. При губернаторах и главах муниципалитетов активизирована работа антикризисных штабов и групп, в рамках которых, с учетом особенностей каждого региона, совместно с прокурорами вырабатываются пути решения назревших проблем, а также заслушиваются наиболее злостные работодатели, не выплачивающие гражданам заработную плату. Осуществляется тесное взаимодействие и постоянный обмен соответствующей информацией с главными федеральными инспекторами, региональными и местными органами власти. Для оказания практической и методической помощи в истекшем году продолжена практика выездов сотрудников аппаратов прокуратур субъектов Федерации округа в горрайпрокуратуры, в поднадзорных которым организациях имеется наибольшая задолженность по оплате труда в регионе.      
         С целью придания этой работе дополнительного импульса 31.05.2010 вопросы совершенствования надзорной деятельности в сфере пресечения нарушений трудового законодательства, в том числе на оплату труда, а также фактов хищений бюджетных средств, выделенных для стабилизации ситуации на рынке труда, были рассмотрены на специальном Координационном совещании руководителей правоохранительных органов Уральского федерального округа, по итогам которого выработаны дополнительные меры, направленные на снижение размера задолженности по заработной плате, недопущение роста долгов впредь, а также сохранение от преступных посягательств бюджетных субсидий, предназначенных на мероприятия по содействию занятости населения.    
         Одним из важных условий для эффективной реализации принимаемых надзорных мер является их информационное сопровождение. В этой связи в истекшем году в федеральном округе по инициативе прокуроров средствами массовой информации обнародовано более двух тысяч печатных, электронных публикаций, телерадиосюжетов и других материалов о работе органов прокуратуры по защите трудовых прав граждан. Это позволило не только всесторонне информировать общественность о месте и роли надзорного ведомства в решении данных проблем, но и явилось важным превентивным фактором, а также средством разъяснительной работы для пострадавших граждан.  
         Эти и другие принятые совместно с органами государственной власти и местного самоуправления меры позволили в истекшем году в целом по федеральному округу не допустить социальной напряженности и снизить остроту ситуации в сфере оплаты труда. 
         Вместе с тем, мониторинг состояния законности в сфере соблюдения трудовых прав граждан свидетельствует о продолжающихся нарушениях прав работников со стороны работодателей, в связи с чем прокуроры принимают весь комплекс мер реагирования, направленных на восстановление законности и наказание виновных лиц.  
         Всего за 2010 год прокурорскими проверками выявлено 36664 нарушения прав граждан в сфере оплаты за труд (2009г. – 36606). В целях их устранения в адрес руководителей предприятий, учреждений и организаций внесено 2689 представлений (2009г. – 3282), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 2234 виновных лица (2009г. - 2747). Объявлено 1461 официальное предостережение (2009г. – 2347), в интересах граждан в суды направлено 24258 заявлений о взыскании невыплаченной заработной платы (2009г. – 22428).  
         По требованию прокуроров 2558 нерадивых работодателя наказаны в административном порядке по ч. 1 ст. 5.27 КоАП России (2009г. – 3971), а 57 из них дисквалифицированы на срок от одного до двух лет (2009г. – 90).
         Так, в Свердловской области отстранены от занимаемых должностей руководитель ООО «Северная лесная компания» Кец Г.Н. и директор ООО «СпецТоннельСтрой» Кузнецов А.В., в Челябинской – руководитель ООО «Челябинский завод сборно-монолитного каркаса» Зыков В.А. и генеральный директор ООО «СК «Златоустметаллургстрой» Мосякин В.Н., в Курганской – директор ООО «Скорпион-инвест» Бурлаков С.Ю., в Тюменской – руководители ООО «Торговый дом «Станкостроительный завод» Селиванов С.С. и ООО «Абатскавтотранс» Викулов С.А., в Ханты-Мансийском автономном округе – директор ООО «Электросетьстрой» Енин Н.Н., в Ямало-Ненецком автономном округе – руководитель ООО «Промстройсервис-Новый Уренгой» Грязев С.В. и директор ООО «Северная строительная компания» Ищик С.В., а также другие. 
         Кроме того, на постоянном контроле прокуроров территорий находятся вопросы формирования и ведения реестров дисквалифицированных лиц, в том числе их своевременной актуализации.
         В целях усиления превентивной составляющей проводимых прокурорских проверок, восстановления нарушенных прав граждан и недопущения их впредь в 2010 году заместителем Генерального прокурора Российской Федерации объявлены официальные предостережения о недопустимости нарушений закона руководителям 13 крупных предприятий-должников Свердловской (ООО «Завод буровых труб»), Челябинской (ООО «Производственно-коммерческое объединение «Челябинск-Стройиндустия», ООО «Усть-Катавский гранитный карьер» и др.), Курганской (ООО «Завод каркасно-панельного домостроения», ООО «Зауральский кузнечно-литейный завод» и др.), Тюменской (ООО «Стройгазмонтаж») областей, Ханты-Мансийского (ООО «Строительная компания «Сургутстройгаз») и Ямало-Ненецкого (ООО «Пурнефтегазмонтаж») автономных округов. В результате рабочим указанных организаций были выплачены долги по зарплате в общей сумме 56 млн. рублей. 
         По наиболее злостным фактам нарушений трудовых прав граждан в федеральном округе в истекшем году возбуждено 62 уголовных дела по ч.1 ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, рассмотрено судами с вынесением обвинительных приговоров 48 уголовных дел. Фактов постановки судом оправдательных вердиктов не допущено. 
         В Ямало-Ненецком автономном округе осужден генеральный директор ООО «Энергетика» Носырев С.Ю., не выплативший зарплату 23 работникам предприятия в сумме 576 тыс. рублей. С учетом того, что Носырев С.Ю. ранее уже был осужден к штрафу за аналогичное преступление, в ходе следствия полностью погасил задолженность перед рабочими, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 месяцев условно с испытательным сроком 6 месяцев.
         В том же субъекте Федерации вынесен обвинительный приговор в отношении генерального директора ООО «Домовой» Федосенко П.В., изобличенного в умышленной невыплате заработной платы 33 работникам предприятия в сумме 1,7 млн. рублей. В связи с полным погашением задолженности в период следствия ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей.
         В Ханты-Мансийском автономном округе осужден директор ООО «ПФ «Термокомплект» Шарай М.И., который в период с октября 2009 по июнь 2010 не выплачивал заработную плату 13 работникам предприятия в сумме 847 тыс. рублей. Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей. Ущерб возмещен.
         В Тюменской области признан виновным в умышленной невыплате заработной платы 12 работникам предприятия в сумме 361 тыс. рублей директор ООО «ЮМАН» Семенов Ю.С. С учетом полного погашения задолженности он приговорен к штрафу в размере 45 тыс. рублей.
         В Челябинской области признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.145.1 УК Российской Федерации, руководитель ООО «Модуль» Гаврилин А.Н., который не выплатил заработную плату 30 работникам предприятия в сумме 943 тыс. рублей. Ему назначено наказание в виде одного года лишения свободы условно с испытательным сроком один год.
         В Свердловской области за злоупотребление полномочиями и невыплату свыше двух месяцев пособия по уходу за ребенком одному сотруднику в сумме 13,5 тыс. рублей осуждена руководитель ООО «Автогаз» Онищук Р.И., которая в период следствия возместила причиненный ущерб, в связи с чем ей назначено наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей.
         По информации прокуроров территорий всего по результатам проведенных проверок и принятых мер реагирования в истекшем году погашены долги по заработной плате, с учетом задолженности предприятий, не подпадающих под государственное статистическое наблюдение, на общую сумму более 1,5 млрд. рублей. 
         По официальным данным Федеральной службы государственной статистики на 01.01.2011 задолженность по заработной плате в целом по федеральному округу составила 21 млн. рублей (на 01.01.2010 – 60,7 млн. рублей) на 8 предприятиях перед 883 работниками. 
         В структуре задолженности: 12,8 млн. рублей (61%) составляет  задолженность сельхозпредприятий; 5,8 млн. рублей (27,5%) приходятся на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых; 1,7 млн. рублей (8%) – составляют долги предприятий, осуществляющих деятельность по управлению недвижимым имуществом. Остальные 0,7 млн. рублей (3,5%) охватывают другие отрасли экономической деятельности (ЖКХ, строительство и т.п.).
         На 6 предприятий, находящихся в различных стадиях банкротства, приходится 10 млн. рублей или 50,5% от общей суммы задолженности федерального округа. К числу наиболее крупных из них в Свердловской области относится ООО «Махневский ПГК» (5,8 млн. руб.), в Курганской – ФГУСП «Восход» (2,1 млн. руб.), в Челябинской – ООО «Жилищная инициатива» (1,7 млн. рублей).
         По официальным сведениям Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Уральском федеральном округе задолженности по пенсиям и пособиям в федеральном округе не имеется.  
         Анализ ситуации с невыплатой заработной платы по каждому субъекту Федерации округа показывает, что в Свердловской области в результате реализации прокуратурой во взаимодействии с органами власти комплекса мер, в том числе возбуждения уголовного дела по ч.1 ст.145.1 УК Российской Федерации по факту невыплаты зарплаты на ЗАО «Автомобили и моторы Урала» г.Новоуральска в размере 22,9 млн. рублей, что составляло более половины всей задолженности этого региона, удалось добиться полного восстановления нарушенных прав рабочих данного градообразующего предприятия и полного погашения имевшихся перед ними долгов. В результате вмешательства прокуроров также выплачена задолженность по заработной плате в сумме 3 млн. рублей на ООО «Стилмастер», в ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Красноуфимский аграрный колледж» в размере 2,1 млн. рублей, на ОАО «Артинский завод» - 2 млн. рублей, в ООО «СМУ-115» - 981 тыс. рублей. На 01.01.2011 задолженность по зарплате в указанном регионе составила 5,8 млн. рублей перед 124 работниками.  
         В Челябинской области по итогам принятых прокурорами в 2010 году совместных с органами власти мер были выплачены долги по заработной плате в общей сумме более 15 млн. рублей работникам ФГУП «Челябинский автоматно-механический завод», ЗАО «Нязепетровский краностроительный завод», ОАО «Троицкий дизельный завод», ООО «Агрокомплекс «Озерский», Ашинского областного государственного унитарного предприятия по ремонту и содержанию автомобильных дорог, ООО «Поло-Плюс» а также других организаций. По официальным данным статистики на 01.01.2011 размер задолженности по зарплате в данном субъекте Федерации округа составил 12,5 млн. рублей на 3 предприятиях перед 647 работниками. 
         В Курганской области в результате вмешательства органов государственной власти и прокуроров, в том числе привлечения виновных к административной ответственности и внесения представлений, а также неоднократного заслушивания руководителей предприятий на специальных оперативных совещаниях, в истекшем году были полностью погашены долги по зарплате 1219 работникам ОАО «Курганский завод трубопроводной арматуры» («Икар») в размере 11 млн. рублей, перед 167 рабочими ОАО «Шадринский завод транспортного машиностроения»  в сумме 1,9 млн. рублей, 425 сотрудникам ОАО «Кургансельмаш» в размере 2,1 млн. рублей, а также в других организациях. По данным статистики на 01.01.2011 задолженность по заработной плате в сумме 2,7 млн. рублей имеют 4 предприятия перед 112 рабочими. 
         В Тюменской области в результате совместных усилий прокуроров, региональных и местных властей была полностью выплачена задолженность по заработной плате в размере более 2,7 млн. рублей на ООО «НИПИКБС-ИЦ», свыше 1,9 млн. рублей работникам ООО «ЗапСибХлеб-Агро», погашены почти полуторамиллионные долги перед рабочими ОАО «Тюменнефтеспецстрой» и в других организациях. По официальным сведениям статистики на 01.01.2011 задолженности по зарплате в регионе не зафиксировано. 
         В Ханты-Мансийском автономном округе только после внесения представлений и привлечения к административной ответственности руководителей ОАО «Ханты-Мансийское строительное управление», Сургутское городское муниципальное предприятие «Северное» и ЗАО «Строительная компания «Сибгазмонтаж», имевшим суммарную задолженность в размере более 7 млн. рублей, долги перед 307 рабочими были погашены в полном объеме. Потребовалось вмешательство прокурора и для восстановления нарушенных прав рабочих ООО «Лесопромышленная компания МДФ», которым выплачены 19 млн. рублей. По состоянию на 01.01.2011 по данным официальной статистики в автономном округе задолженности по зарплате не имеется.  
         В Ямало-Ненецком автономном округе лишь в результате вмешательства прокурора округа и региональных властей была в полном объеме погашена задолженность по заработной плате перед работниками ЗАО «Геолого-разведочная компания «Северная экспедиция» в сумме более 30 млн. рублей. По итогам принятых мер прокурорского реагирования также в полном объеме выплачены долги по оплате за труд рабочим ЗАО «Уренгойгидромеханизация» в сумме 29,8 млн. рублей, ООО «Строительно-монтажный трест» г.Ноябрьска в размере 9,5 млн. рублей, ООО «Фирма «Уренгойгаздорстройматериалы» в сумме 6 млн. рублей, ООО «Ноябрьскторгнефть» в размере 4,5 млн. рублей и других предприятий. По данным статистики на 01.01.2011 задолженности по заработной плате в автономном округе не зафиксировано.
         Вместе с тем, нередко работодатели не соблюдают порядок представления в органы статистики сведений о просроченной задолженности по оплате труда. С целью пресечения подобных фактов прокурорами используется практика привлечения указанных лиц к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП Российской Федерации (нарушение порядка предоставления статистической информации).
         В Ямало-Ненецком автономном округе по постановлению прокурора к административной ответственности по указанной статье привлечен генеральный директор ООО «Спецнефтесервис» Поспелов Д.В., которым в органы статистики не была представлена информация о задолженности по заработной плате в сумме более 11 млн. рублей.
         В Курганской области за предоставление недостоверных статистических сведений об отсутствии долгов по оплате труда в административном порядке  наказан и оштрафован на 3 тыс. рублей руководитель ООО «Сафакулевская зерновая компания» Ершов В.И., в Челябинской области – председатель ликвидационной комиссии МУП «Автоперевозчик» Шакирова В.Х. 
         На постоянном контроле прокуроров территорий находятся вопросы соблюдения законности территориальными органами Роструда, которые являются специально созданными подразделениями по контролю в сфере соблюдения трудовых прав граждан. В истекшем году, несмотря на проводимую ими работу, прокурорскими проверками вновь выявлены нарушения закона в их деятельности.
         В отдельных случаях должностные лица указанных органов при попустительстве руководства не принимали должных мер по привлечению недобросовестных работодателей к установленной законом ответственности. 
         Так, ответственный сотрудник гострудинспекции по Курганской области Лазарев А.В., установив факт невыплаты заработной платы за сверхурочную работу одному из работников администрации Хлуповского сельсовета Половинского района, принципиальной оценки данному обстоятельству не дал, вопреки требованиям закона вопрос о возбуждении административного производства не поставил, ограничившись лишь выдачей предписания. Аналогичные нарушения вскрыты в деятельности еще четырех инспекторов указанной инспекции при проведении ими контрольных мероприятий в отношении ООО «Ритм», ООО «Европа-Трэвел», ООО «Золотые узоры» и ООО «НПО-Союз», в деятельности которых были установлены факты необоснованного заключения срочных трудовых договоров, ненадлежащего их оформления, отсутствия в локальных актах сведений о сроках выплаты заработной платы. 
         В Ямало-Ненецком автономном округе государственный инспектор труда Беренкеев А.И. по результатам проведенной проверки необоснованно вынес определение об отказе в возбуждении административного производства в отношении руководства ЗАО «Обдорский строитель», которое несвоевременно выплатило одному из работников окончательный расчет в сумме 28,4 тыс. рублей при увольнении.
         По всем вышеуказанным фактам по требованию прокуратуры проведены служебные проверки, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
         По-прежнему серьезным недостатком в организации контрольно-надзорной деятельности инспекций труда является отсутствие должного контроля со стороны руководителей и ответственных работников за исполнением выданных предписаний об устранении нарушений законодательства и несвоевременное применение в отношении лиц, виновных в их неисполнении, мер ответственности.
         В Свердловской области работник региональной государственной инспекции труда Балакин М.С., установив, что директором ООО «СХП «Крайчиковское» в установленный срок не исполнено предписание о выплате работнику данного предприятия всех причитающихся при увольнении сумм в размере 23 тыс. рублей, вопрос об административной ответственности за это работодателя по ч.1 ст.19.5 КоАП Российской Федерации (невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства) не поставил. 
         При попустительстве должностных лиц инспекции труда Курганской области не были привлечены к установленной законом ответственности директор МУП «Половинское коммунальное хозяйство», индивидуальный предприниматель Малевич И.Ф., руководитель ООО «НПО «Союз» и ряд других лиц, которые проигнорировали требования предписаний, внесенных в их адрес контролирующим органом.
         По всем изложенным выше фактам меры по наведению порядка и привлечению виновных работников к дисциплинарной ответственности были приняты только по представлениям прокуратуры.
         Руководителями некоторых трудинспекций до сих пор не обеспечен режим законности при оформлении подчиненными сотрудниками предписаний и административных материалов. В результате прокурорами вскрыты серьезные факты нарушений закона, а порой и элементарной правовой безграмотности при составлении названных официальных документов.
         В Свердловской области в предписания инспекторов по труду о погашении задолженности по заработной плате в ряде случаев не включались обязательные требования о выплате компенсации за такую задержку, предусмотренную ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации. 
         В Ханты-Мансийском автономном округе сотрудники окружной Инспекции труда Виконис И.Н. и Быкова Г.А. в протоколах об административных правонарушениях, составленных ими в отношении директора ООО «Строительная компания «Юграотделстрой» и руководителя ООО «Врата Сибири» за несоблюдение порядка оформления трудовых договоров и сроков выплаты окончательного расчета при увольнении работников, не была указана статья, предусматривающая соответствующую административную ответственность.  
         Аналогичные нарушения вскрыты в Ямало-Ненецком автономном округе, где государственным инспектором труда Гончаренко О.А. в двух административных протоколах, составленных в отношении директора ООО «Камил» и индивидуального предпринимателя Шахгулиева Т.К. за неуплату ими ранее наложенных штрафов, не была указана соответствующая часть статьи административного Кодекса. 
         По требованию прокурором за допущенные нарушения виновные лица привлечены к ответственности. 
         В деятельности отдельных трудинпекций прокурорами выявлены факты ненадлежащего контроля за своевременностью уплаты работодателями назначенных им административных штрафов. 
         В Челябинской области директор ООО «Бетонщик», привлеченный региональной инспекцией труда к административной ответственности за невыплату заработной платы трем уволенным работникам и штрафу в размере 3 тыс. рублей, почти месяц демонстративно не исполнял это наказание. Однако в результате бесконтрольности со стороны начальника отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства указанного ведомства Рукавишниковой Т.И., инспектором Кочуковской К.А. меры по привлечению виновного лица к ответственности по ст. 20.25 КоАП Российской Федерации (неуплата административного штрафа), санкция которой предусматривает наказание в виде взыскания двукратного размера неуплаченной суммы либо административный арест на срок до 15 суток, приняты не были.
         В Ямало-Ненецком автономном округе из-за безответственности государственных инспекторов Харченко О.А. и Беренкеева А.И., Новоуренгойской торговой компанией и главным бухгалтером ОАО «Городское хозяйство» почти месяц безнаказанно не оплачивались административные штрафы в общей сумме 31 тыс. рублей, наложенные за несоблюдение ими трудовых прав рабочих, в том числе на оплату труда. 
         По требованию прокуратуры виновные должностные лица привлечены к ответственности.    
         Всего в истекшем году по представлениям прокуроров за допущенные нарушения законов к дисциплинарной ответственности привлечено 27 ответственных сотрудников региональных государственных инспекций труда. 
         Серьезную обеспокоенность вызывает и положение в сфере занятости населения. Несмотря на то, что со второй половины 2010 года наблюдается снижение числа официально зарегистрированных безработных, в целом по федеральному округу их численность остается значительным и превышает 127 тыс. человек. 
         Кроме того, в январе-декабре 2010 года в целом по федеральному округу более 1,8 тыс. предприятий проводили процедуры высвобождения работников в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата. В результате под сокращения попали и были уволены 53,5 тыс. человек. Наибольшее их число – в Свердловской (22585), Челябинской (14197) областях и Ямало-Ненецком автономном округе (5030). К концу четвертого квартала истекшего года 37 тыс. человек находились в режиме неполного рабочего времени, 4,4 тыс. рабочих были переведены в простой, а 1,5 тыс. человек – отправлены в отпуска без сохранения заработной платы. 
         В этой связи прокурорами особое внимание обращается на законность в деятельности организаций, планирующих и осуществляющих процедуры высвобождения работников. Тщательно анализируется выполнение работодателями обязанностей по выплате выходного пособия, обеспечению гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора, соблюдение законодательства о занятости населения. 
         Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о продолжающихся нарушениях прав граждан в этой сфере со стороны работодателей. Их характер однотипен для всех территорий и заключается в несоблюдении порядка уведомления служб занятости населения о предстоящей ликвидации организации, сокращении численности или штата работников, о наличии вакантных рабочих мест, введении режима неполного рабочего дня.  
         В Челябинской области установлено, что главами 7 муниципальных образований Саткинского городского округа информация о наличии либо отсутствии вакантных рабочих мест в местный Центр занятости населения не направлялась. Также выявлено 5 фактов непредставления предприятиями указанного муниципалитета в центр занятости обязательных сведений о квотировании рабочих мест для инвалидов. Для устранения выявленных нарушений прокурором внесено 12 представлений, которые рассмотрены и удовлетворены,  виновные лица привлечены к ответственности.
         Аналогичные факты пресечены прокурором в МУ «Ачитская центральная районная больница» Свердловской области, а также в ООО «Нива» и МОУ «Сулеймановская средняя общеобразовательная школа» Сафакулевского района Курганской области. 
         В Ханты-Мансийском автономном округе прокурорскими проверками  установлено, что 13 предприятиями г.г. Урай и Белоярский в нарушение требований закона в местные центры занятости не представлялись сведения о наличии вакантных рабочих мест. По данным фактам прокурорами внесены представления, которые рассмотрены, удовлетворены, 13 виновных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. 
         В Ямало-Ненецком автономном округе в ходе проверки в ОАО «Сельскохозяйственная община Пяко-Пуровская» установлено, что в связи с сокращением численности и штата 31.10.2010 из этой организации уволено 4 работника. Однако в нарушение требований трудового законодательства,  имеющиеся на предприятии другие вакантные должности им не предлагались, а окончательный расчет произведен спустя более месяца. В связи с этим по постановлению прокурора указанная организация и ее генеральный директор Цеунов Д.В. были привлечены к ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП Российской Федерации и оштрафованы на общую сумму 31 тыс. рублей. 
         Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ситуация в сфере занятости населения по-прежнему требует постоянного контроля со стороны подразделений службы занятости, которые призваны обеспечить безусловное соблюдение прав и законных интересов увольняемых и безработных граждан.
         Вместе с тем, прокуроры отмечают, что работа служб занятости населения, которым отведена особая роль в преодолении и минимизации последствий финансового кризиса, в ряде случаев не отвечала предъявляемым законом требованиям. В истекшем году их должностными лицами допускались серьезные нарушения бюджетного законодательства, в том числе связанные с расходованием денежных средств, выделенных на стабилизацию ситуации на рынке труда.  
         В Свердловской области в результате попустительства со стороны  руководства регионального Департамента государственной службы занятости, прокурорскими проверками в деятельности Березовского, Карпинского, Первоуральского, Сухоложского, Невьянского, Новоуральского и других центров занятости на местах установлены случаи нарушения порядка расходования средств при организации общественных работ, временного трудоустройства и стажировки безработных граждан, а также лиц, находящихся под угрозой увольнения. В результате этого, зачастую, общественные работы осуществлялись в организациях, не включенных в региональную программу поддержки занятости населения, договоры на оказание общественных работ заключались с учреждениями, проходящими процедуру банкротства, а компенсации предприятиям выплачивались без предоставления ими актов выполненных работ.
В Челябинской области из-за ненадлежащего контроля со стороны Главного управления по труду и занятости населения, в работе центра занятости г.Чебаркуля выявлены факты заключения с предприятиями договоров на получение субсидий без истребования документов, свидетельствующих о введении в организации режима неполной занятости или проводимых организационных мероприятиях. В отдельных случаях необоснованно затягивались сроки перечисления сумм субсидий непосредственным получателям. Не был обеспечен должный контроль за достоверностью документов, предоставляемых гражданами, претендующими на получение субсидии на организацию предпринимательской деятельности. 
         В Ямало-Ненецком автономном округе установлено, что в результате бесконтрольности со стороны ответственных должностных лиц регионального Департамента занятости населения, договоры о проведении общественных работ, заключенные центром занятости г.Ноябрьска, в нарушение установленных законом требований, не содержали сведений о месте их проведения и численности участников, а также были оформлены при отсутствии необходимого пакета документов. 
         По требованию прокуроров данные нарушения закона устранены, а виновные в них должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. 
         Выявлены нарушения при регистрации и постановке граждан на учет в качестве безработных. 
         В Свердловской области вопреки требованиям федерального законодательства должностными лицами государственного учреждения «Новолялинский центр занятости» при регистрации и постановке на учет граждан в качестве безработных истребовались непредусмотренные законом документы. 
         Аналогичные факты вскрыты и пресечены прокурорами в центрах занятости населения городов Верхний Уфалей и Магнитогорска Челябинской области, а также Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа. 
         В Курганской области и Ханты-Мансийском автономном округе  сотрудниками Катайского и Белоярского центров занятости принимались  незаконные решения об отказе в присвоении гражданам статуса «безработный».
         Все эти нарушения также не получили своевременной оценки со стороны руководителей органов занятости населения названных субъектов Федерации округа. Только после вмешательства прокуроров и внесения представлений виновные сотрудники были наказаны в дисциплинарном порядке, приняты меры к восстановлению законности.   
         Прокурорскими проверками установлено, что в отдельных случаях должностными лицами служб занятости населения совершались преступные деяния коррупционной направленности. 
         В Свердловской области в получении взятки в размере 30 тыс. рублей за оказание содействия безработному в получении денежного пособия для организаци