Информация о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере исполнения федерального законодательства.

       Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проанализированы итоги работы органов прокуратуры округа в сфере надзора за исполнением федерального законодательства в первом квартале 2009 года.
       В этот период указанная работа строилась в соответствии с установками и поручениями Президента Российской Федерации, приказами и указаниями Генерального прокурора России, решениями коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
       Силами управления в текущем году проведены проверки в поднадзорных ведомствах федеральных органов исполнительной власти, действующих на уровне округа, в том числе:  Инспекции страхового надзора по Уральскому федеральному округу, Межрегиональной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы по УрФО, Уральском межрегиональном территориальном управлении Ростехрегулирования.
       В ходе проведенных проверок в деятельности указанных ведомств вскрыты серьезные нарушения как при осуществлении основной деятельности, так и по вопросам соблюдения законности в отдельных сферах - таких, как исполнение законодательства о государственной гражданской службе, соблюдение порядка рассмотрения и разрешения жалоб, а также других направлениях работы.
       По результатам проверок в адрес руководителей центральных федеральных органов названных ведомств внесено 3 представления об устранении нарушений законности, 7 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. По направленным управлением материалам проверок органами правоохраны возбуждено 16 уголовных дел.
       Кроме того, по результатам проведения проверок законности правовых актов в Уральском межрегиональном территориальном управлении Ростехрегулирования, департаменте Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу и Уральском межрегиональном территориальном управлении Росгидромета принесено 4 протеста на противоречащие федеральному законодательству правовые акты, которые рассмотрены и удовлетворены.
       Управлением также проведено 12 анализов и обобщений по различным направлениям надзорной деятельности, в том числе по исполнению требований 122-го Федерального закона, в сфере налогового, бюджетного законодательства и другим направлениям надзора.
       В адрес полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе направлено 9 информаций о состоянии законности в сфере исполнения федерального законодательства.
       Совместно с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в минувшем году проведено 12 совещаний и видеоконференций, на которых рассмотрены вопросы взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации и контроля по наиболее актуальным проблемам укрепления законности и правопорядка.
       По – прежнему одним из главных приоритетов в работе органов прокуратуры остается надзор за соблюдением трудовых прав граждан в части своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы, песий и пособий.
       В целях неукоснительного обеспечения соблюдения трудовых и иных социальных прав граждан в условиях экономического кризиса, в управлении разработан и реализуется специальный план мероприятий по выполнению положений приказа Генерального прокурора России от 19.11.2008    № 236 «Об утверждении программы действий органов прокуратуры Российской Федерации в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики», создана специальная рабочая группа по оперативному мониторингу складывающейся ситуации, которой на постоянной основе анализируется и обобщается состояние законности и практика надзорной деятельности в этой сфере. Результаты этой работы еженедельно, а в случаях, не терпящих отлагательств - незамедлительно, докладываются заместителю Генерального прокурора Российской Федерации на аппаратных совещаниях. 
       Управлением полномочному представителю Президента Российской Федерации в округе ежемесячно направляются обобщенные информации, характеризующие состояние законности и практику прокурорского надзора в сфере обеспечения работодателями установленных законом гарантий и компенсаций при высвобождении работников, безработицы населения, а также соблюдения прав граждан на вознаграждение за труд, с детальным анализом положения по каждому субъекту Федерации округа.   
       Прокурорами территорий под контролем управления также налажена система ежедневного оперативного мониторинга ситуации в рассматриваемой сфере, осуществляется тесное взаимодействие и постоянный обмен соответствующей информацией с Главными федеральными инспекторами. На каждом предприятии, имеющем задолженность по заработной плате, организованы прокурорские проверки, в ходе которых прокуроры выясняют, не спекулируют ли собственники на кризисных явлениях, чтобы под видом финансовых трудностей умышленно затягивать выплату заработной платы. Во всех территориях прокурорами совместно с главами органов исполнительной власти и местного самоуправления на заседаниях рабочих групп заслушиваются руководители предприятий и организаций, имеющих долги по зарплате. По каждому предприятию-должнику устанавливается степень вины руководителя и мера его ответственности.
       Принятые управлением совместно с прокурорами субъектов Федерации округа организационно-управленческие и надзорные меры позволили выявить и своевременно пресечь ряд серьезных нарушений законности в указанной сфере, отслеживать и пресекать негативные тенденции, а также оперативно влиять на качество и результативность надзора на местах.
       Так, в первом квартале текущего года прокурорами территорий вскрыто свыше 8,4 тысяч нарушений прав рабочих и служащих в этой сфере. С целью их устранения и недопущения впредь руководителям предприятий, учреждений и организаций внесено 875 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 569 должностных лиц, объявлено 672 официальных предостережения. В интересах граждан в суды направлено более 4,2 тысяч заявлений о взыскании невыплаченной заработной платы.
       По постановлениям прокуроров 1162 руководителя предприятий привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение законодательства о труде), а 15 работодателей по инициативе прокуроров  судом дисквалифицированы.
       В частности, по требованию прокуроров лишены права занимать руководящие должности директор ЗАО «Автомобили и моторы Урала» г. Новоуральска Вертипрахов В.М. и руководитель ООО «Богдановичский фарфоровый завод» Равриш Э.А. (Свердловская область), руководитель ООО «Обское нефтегазоразведочное предприятие» Чебышев Г.В. (ХМАО), директор ООО «ПСФ «Уренгойнефтегазстрой» (ЯНАО) и другие. 
       В отношении наиболее злостных нарушителей прав граждан на оплату за труд в текущем году возбуждено 8 уголовных дел по ч.1 ст. 145.1 УК РФ (Свердловская область - 3, Челябинская - 2, ХМАО – 1, ЯНАО - 2).
       Прокурорами на постоянной основе отслеживаются вопросы соблюдения законности при проведении процедур высвобождения работников и изменения режима их рабочего времени.
       Так, Красноуфимским межрайонным прокурором (Свердловская область) в отношении директора ОАО «Натальинский стеклозавод» Коробейникова В.А. возбуждено административное дело по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ ввиду того, что последний в связи с возникшими на предприятии финансовыми трудностями, вместо введения режима простоя и выплаты рабочим 2/3 среднего заработка или перевода их на неполное рабочее время, своими приказами направил 162 человека в отпуска без сохранения заработной платы на два месяца. При этом, в нарушении требований ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации ни в одном заявлении работников о предоставлении отпуска не была указана уважительная причина, а все заявления являлись однотипными по форме и содержанию.
       Кроме того, этим же прокурором опротестовано 7 незаконных приказов  о предоставлении работникам неоплачиваемых отпусков.
       В результате рассмотрения указанных актов прокурорского реагирования незаконные приказы отменены, руководством завода произведено начисление заработной платы работникам как за время простоя.
       По результатам проведенных проверок и принятых прокурорами территорий мер реагирования, в текущем году удалось погасить задолженность по заработной плате на общую сумму 741,6 млн. рублей: Свердловская область – 123,3 млн. рублей, Челябинская – 110,6; Курганская – 103,5; Тюменская – 54,1; ХМАО – 191,8; ЯНАО – 158,3 млн. рублей.
       Эти и другие принятые меры позволили в целом не допустить массовых  нарушений прав работников при их высвобождении с предприятий и организаций, а также обвального ухудшения ситуации в сфере соблюдения прав граждан на вознаграждение за труд.
       По состоянию на 01.04.2009 задолженность по заработной плате в округе составляет 341,3 млн. рублей.
       В разрезе территорий ситуация с выплатой заработной платы выглядит следующим образом: Свердловская область – 204,7 млн. рублей, Челябинская область – 77 млн. рублей, Курганская область – 30 млн. рублей, ХМАО – 29,6 млн. рублей. В Тюменской области и ЯНАО согласно данным официальной статистики задолженности по заработной плате не имеется.
       В этой связи органами прокуратуры и впредь будут приниматься конкретные меры по решению этой значимой задачи и недопущению нарастания социальной напряженности в обществе.
       Серьезное внимание прокурорами территорий и управления уделялось проблеме нормального жизнеобеспечения граждан теплом и электроэнергией.
       Эти вопросы находятся на постоянном контроле управления и прокуроров субъектов Российской Федерации. В результате принятых мер за последние 3 года фактов серьезных срывов в обеспечении граждан и объектов социальной инфраструктуры теплом и энергоносителями не допущено. Данная работа продолжена и в текущем отопительном сезоне.
        Вместе с тем, прокурорские проверки показывают, что некоторые руководители органов местного самоуправления и энергоснабжающих организаций продолжают допускать нарушения прав и законных интересов граждан.
       Так, прокуратурой Белозерского района Курганской области установлено, что в общежитии по ул. Строителей в с.Белозерское в январе текущего года температура воздуха в жилых помещениях была ниже установленных нормативных требований. По иску прокурора района администрация данного муниципального образования вынуждена была произвести ремонт теплосетей данного общежития.
        Не все руководители органов местного самоуправления и муниципальных предприятий жилищно-коммунального комплекса осуществляют надлежащий контроль за качеством поставляемого топлива.
       Проверкой, проведённой прокуратурой г. Усть-Катав Челябинской области по обращению жителей пос. Вязовый установлено, что в период с 7 по 10 февраля сего года в местной котельной использовалось ненадлежащее топливо (древесные отходы), в результате чего температура в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах указанного посёлка, составляла 12-15 градусов.
       За указанные нарушения директор МУП «Городское коммунальное хозяйство» Филичкин М.К. по возбужденному прокурором административному производству привлечён к ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами) и оштрафован, после чего нарушения прав граждан были устранены.
       Серьёзной проблемой в округе является рост задолженности со стороны муниципальных образований и коммунальных организаций перед поставщиками энергоресурсов. Особенно это заметно в условиях кризисной ситуации в сфере экономики. 
       Ввиду бездействия должностных лиц ряда органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, а также эксплуатирующих организаций, которые в силу требований закона обязаны заниматься вопросами организации тепло - и электроснабжения, уровень задолженности предприятий ЖКХ за коммунальные услуги по состоянию на 01.04.2009 составил 8, 3 млрд. рублей, 83 % из которых (6 952 млн. руб.) приходятся на Свердловскую область.
       Основной причиной образования задолженности являются неплатежи граждан–потребителей коммунальных услуг в связи с из неплатёжеспособностью, тяжёлое финансовое состояние коммунальных организаций, вызванные текущей экономической ситуацией. В этой связи органам государственной власти, местного самоуправления и энергоснабжающим организациям необходимо принять действенные меры, направленные на снижение, а затем и полную ликвидацию долгов за поставленные энергоресурсы.
        В дальнейшем этому важному направлению надзорной деятельности управлением и прокурорами округа будет также уделяться должное внимание.
        Особое внимание управлением уделяется вопросам организации и контроля за деятельностью прокуратур субъектов Федерации в сфере исполнения законов при реализации приоритетных национальных проектов.
        В текущем году управлением и прокурорами территорий работа на данном направлении была продолжена в непосредственном взаимодействии с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, органами государственной власти и правоохранительными структурами. Совместно с контролирующими органами проводились проверки правомерности расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов, принимались комплексные меры для обеспечения прав и свобод граждан, а также режима законности в деятельности хозяйствующих субъектов, вовлеченных в данную сферу правоотношений.
        Сотрудники управления и прокуратур субъектов, входящих в округ, принимают участие в совещаниях рабочих групп и советов, созданных в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в округе, а также при Губернаторах и Главных федеральных инспекторах по вопросам контроля реализации национальных проектов, где обсуждаются наиболее значимые и проблемные вопросы, вырабатываются конкретные пути их решения.
        Эти и другие меры позволили прокурорами округа в истекший период 2009 года выявить и своевременно пресечь ряд нарушений законности, допущенных в названной области правоотношений.
        Так, прокуратурой Тракторозаводского района г. Челябинска вскрыты  нарушения установленного Жилищным кодексом Российской Федерации 30-дневного срока рассмотрения заявлений граждан о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Жилье для молодых семей» городской целевой программы по реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». На момент прокурорской проверки в марте текущего года установлено, что администрацией указанного района до сих пор не рассмотрено по существу три заявления местных жителей, поступившие 28.10.2008, 23.12.2008 и 18.12.2008. В этой связи, 15.03.2009 прокурором района в адрес главы местной администрации внесено представление, которое 30.03.2009 рассмотрено и удовлетворено: выявленные нарушения устранены, начальник жилищного отдела администрации Тракторозаводского района г. Челябинска Шипунова Ж.О. привлечена к дисциплинарной ответственности.
        В сфере действия национального проекта «Здоровье» прокурорскими проверками выявлены нарушения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и порядка оказания платных медицинских услуг в ряде лечебно-профилактических учреждений.
       Проверкой, проведенной прокуратурой Курганской области в деятельности Курганской областной клинической больницы и Курганского областного онкологического диспансера вскрыты факты несоблюдения установленного порядка оказания платных медицинских услуг.
       Вопреки положениям ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в указанных учреждениях ограничивался доступ граждан к получению бесплатной медицинской помощи.
       В нарушение требований постановлений Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 286, от 05.12.2008 № 913, от 24.12.2007 № 642 и от 22.12.2008 № 602 в указанных лечебных учреждениях фактически была создана ситуация, вынуждающая граждан оплачивать медицинские услуги, бесплатное предоставление которых гарантировано законом. Пациентам, которые вносили плату за свое лечение, уделялось приоритетное внимание. Так, в случае оплаты медицинской помощи, пациент получал право внеочередного приема врачом-специалистом, либо на внеочередное помещение в стационар и проведение операции, что создавало условие для подмены бесплатной медицинской помощи гражданам на платную. Более того, установлены факты оказания платных медицинских услуг врачами в основное рабочее время в ущерб бесплатному приему граждан, что в действительности снизило доступность гарантированных видов медицинской помощи.
        По этим и другим грубым нарушениям законности, 30.01.2009 заместителем прокурора области руководителям указанных медицинских учреждений внесены представления об их устранении, по результатам рассмотрения которых 05.02.2009 заместители главного врача Курганской областной клинической больницы Алексейцев В.А. и Полукарова Т.А., а также заместитель главного врача Курганского областного онкологического диспансера Сухнев А.Г. и заведующая поликлиникой этого медучреждения Быкова Л.Н. привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушения законности устранены.
        В целом с начала текущего года прокурорскими проверками в сфере действия приоритетных национальных проектов выявлено свыше 550 нарушений закона. С целью их пресечения и недопущения впредь внесено 139 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 97 должностных лиц. По протестам прокуроров приведено в соответствие с действующим законодательством 47 правовых актов, в суды направлено 113 заявлений. Объявлено 44 официальных предостережения, 47 должностных лиц привлечено к административной ответственности, возбуждено 18 уголовных дел.
       Работниками управления в текущем году должное внимание уделялось вопросам соблюдения законодательства о выборах в связи с прошедшими в 5 субъектах Федерации округа 01.03.2009 выборов в органы местного самоуправления.
        Работа органов прокуратуры в период подготовки и проведения выборов была организована в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». В управлении и во всех прокуратурах субъектов Российской Федерации были созданы специальные рабочие группы, организовано дежурство из числа наиболее опытных сотрудников, которое в период с 28.02.2009 по 02.03.2009 осуществлялось в круглосуточном режиме, проводился ежедневный мониторинг публикуемых в средствах массовой информации сведений о нарушениях законодательства.
        Массовых публичных мероприятий политического характера накануне выборов и в день голосования не проводилось. Каких-либо препятствий к осуществлению участковыми избирательными комиссиями своих полномочий не зафиксировано.  
        В результате принятых прокурорам округа мер в период предвыборной кампании и в день голосования имели место лишь отдельные нарушения избирательного законодательства, наибольшее число которых было зарегистрировано органами правоохраны в Свердловской области. Наиболее характерными из них явились факты размещения печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом (в зданиях, сооружениях и иных объектах без разрешения их собственников или владельцев), их распространение без предоставления экземпляра в избирательную комиссию либо проведение предвыборной агитации вне агитационного периода.
        Всего в ходе завершившейся избирательной кампании в целях устранения выявленных нарушений закона прокурорами внесено 8 представлений, принесено 27 протестов на незаконные правовые акты, должностным лицам объявлено 13 официальных предостережений о недопустимости нарушений закона, 27 должностных и физических лиц привлечены к административной ответственности.
        Вместе с тем, результаты проведенного анализа показывают, что в организации прокурорской деятельности имелись упущения и недостатки, в связи с чем они 22.04.2009 специально рассмотрены на оперативном совещании в управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в УрФО, на котором определены меры по их устранению и укреплению законности в округе, за реализацией которых установлен контроль.