Информация о результатах надзорной деятельности органов прокуратуры Уральского федерального округа в сфере соблюдения федерального законодательства в 2009 году.

         Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проанализированы и обобщены результаты деятельности органов прокуратуры округа в сфере надзора за исполнением федерального законодательства в 2009 году. 
         Эта работа строилась в соответствии с требованиями приказов, указаний и других организационно-распорядительных документов руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также решений коллегий Генеральной прокуратуры России от 25.02.2009 и 24.07.2009, Координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, планами работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в УрФО и прокуратур субъектов Федерации округа.  
         Происходящие негативные процессы, связанные с финансовым кризисом, обострили социально-экономическую ситуацию в Уральском федеральном округе, что потребовало существенного пересмотра подходов к организации надзорной деятельности и повышения ее правозащитной функции.  
         В связи с этим вопросы организации прокурорского надзора на наиболее приоритетных и социально значимых направлениях работы, в том числе в сфере защиты трудовых и жилищных прав граждан, обеспечения комплексной безопасности на объектах с круглосуточным пребыванием людей, соблюдения прав субъектов малого и среднего бизнеса, ценообразования на лекарственные средства, были рассмотрены на трех Координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов Уральского федерального округа, а также на 16 межведомственных и оперативных совещаниях в управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в УрФО, на которых выработаны конкретные меры по повышению качества и эффективности надзорной деятельности, обеспечению прав и свобод граждан, а также законных интересов государства. Кроме того, созданными в управлении рабочими группами осуществлялся постоянный мониторинг состояния законности и правоприменительной практики в сфере обеспечения прав граждан на своевременную выплату заработной платы, пенсий и иных пособий, реализации приоритетных национальных проектов и соблюдения избирательного законодательства при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Аналогичные координационные и управленческие меры были приняты во всех субъектах Федерации, входящих в округ. 
         Отмеченный в отчетный период существенный рост на 18% по сравнению с показателями 2008 года числа нарушений федерального законодательства (с 169209 до 199675), которые повсеместно выявлялись в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, контроля и правоохраны, а также хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций, потребовал от прокуроров территорий принятия дополнительных мер реагирования по их устранению. В результате чего, количество опротестованных незаконных правовых актов возросло на 5,4% (с 21947 до 23137), объявленных официальных предостережений о недопустимости нарушений закона на 14,5% (с 17084 до 19572), внесенных представлений на 20,8% (с 22674 до 27403). На 14,9% увеличилось число виновных лиц, привлеченных по требованиям прокуроров к дисциплинарной (с 20366 до 23403) и на 6,1% - к административной ответственности (с 29567 до 31372). Кроме того, в суды общей юрисдикции направлено 57409 исков, за 2008 год – 45132 (+27,2%), в арбитражные суды предъявлено 2584 заявления, за 2008 год – 2249 (+14,8%). 
         Проведенными непосредственно сотрудниками управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проверками в сфере надзора за исполнением федерального законодательства пресечены факты длительной невыплаты заработной платы на ряде крупных предприятий и организаций, хищений средств федерального бюджета и поступающих от граждан платежей за коммунальные услуги, а также незаконного совмещения отдельными должностными лицами контролирующих органов государственной службы и предпринимательской деятельности, использования ими подложных дипломов о высшем образовании, нарушений порядка заключения государственных контрактов на поставку товаров и оказание услуг. В целях их устранения в адрес руководителей органов государственной власти внесено 18 представлений, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 75 федеральных государственных служащих. Принесено 13 протестов на незаконные правовые акты, которые удовлетворены, объявлено 7 официальных предостережений. По итогам проверок возбуждено 18 уголовных дел. Полномочному представителю Президента Российской Федерации направлена 31 информация о состоянии законности и практике надзорной деятельности. 
         В отчетный период во исполнение установок Президента Российской Федерации и поручений Генерального прокурора России управлением особое внимание было уделено вопросам соблюдения трудовых и иных социальных прав граждан. Если к октябрю 2008 года в пяти из шести субъектов Федерации округа задолженность по заработной плате была погашена в полном объеме, а долги имелись лишь на одном предприятии-банкроте в Свердловской области и составляли 13 млн. рублей, с началом экономического кризиса указанная задолженность начала резко возрастать. На 1 января 2009 года она достигла 212 млн. рублей, а к началу марта – 396,5 млн. рублей, что потребовало от всех органов государственной власти, местного самоуправления, а также контролирующих структур и органов правоохраны мобилизации усилий и использования всего арсенала мер реагирования с целью предотвращения нарастания в обществе социальной напряженности.
         В этих целях управлением во взаимодействии с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО была организована работа Антикризисного штаба при полномочном представителе Президента России, в рамках которого еженедельно в режиме видеоконференции рассматриваются ход и результаты проводимых мероприятий по обеспечению соблюдения трудовых и иных социальных прав граждан, а также по преодолению последствий кризиса в финансовом и других секторах экономики. Личное участие в заседаниях штаба принимают заместитель Генерального прокурора Российской Федерации и прокуроры субъектов, входящих в федеральный округ. В работе штаба также участвуют губернаторы, главные федеральные инспекторы, председатели региональных правительств, руководители контролирующих и иных органов, которые еженедельно отчитываются о принимаемых мерах по защите трудовых прав граждан, в том числе на оплату труда.    
         В управлении разработан и реализуется специальный план действий по обеспечению соблюдения прав граждан в сложившихся экономических условиях, создана рабочая группа во главе с начальником управления, которой во взаимодействии с прокурорами территорий на постоянной основе анализируется и обобщается состояние законности и практика надзорной деятельности в указанной сфере. Результаты этой работы руководством управления еженедельно докладываются заместителю Генерального прокурора Российской Федерации на аппаратных совещаниях с внесением конкретных предложений по устранению имеющихся нарушений законности.  
         Аналогичные меры приняты и в территориях. При губернаторах созданы и работают антикризисные штабы (группы, комиссии), в рамках которых, с учетом особенностей каждого региона, совместно вырабатываются пути решения назревших проблем, а также заслушиваются наиболее злостные собственники и работодатели, не выплачивающие гражданам заработную плату. Под контролем управления прокурорами налажена система ежедневного оперативного мониторинга ситуации в рассматриваемой сфере, разработаны специальные планы (программы) действий, на места направлены дополнительные требования об организации прокурорского надзора, осуществляется тесное взаимодействие и постоянный обмен соответствующей информацией с главными федеральными инспекторами, региональными органами государственной власти, профсоюзами и другими заинтересованными ведомствами. На каждом предприятии, имеющем задолженность по заработной плате, организованы прокурорские проверки, в ходе которых прокуроры выясняют, не спекулируют ли собственники на кризисных явлениях, чтобы под видом финансовых трудностей умышленно затягивать выплату заработной платы. В муниципальных образованиях  федерального округа прокурорами совместно с главами местных администраций на заседаниях рабочих групп заслушиваются руководители предприятий и организаций, имеющих долги по оплате за труд. По каждому предприятию-должнику устанавливается степень вины его руководителя и мера ответственности.
         Во исполнение персонального поручения Генерального прокурора Российской Федерации и решения состоявшегося 14.09.2009 в г. Екатеринбурге совещания по вопросам соблюдения трудовых прав граждан, управлением обобщены и проанализированы результаты прокурорских проверок соблюдения законности в деятельности подразделений службы судебных приставов в части реализации ими полномочий по взысканию задолженности по заработной плате. Установлено, что вопреки требованиям Президента страны, судебными приставами-исполнителями допускались многочисленные факты бездействия, безответственности и волокиты при реализации полномочий в сфере взыскания долгов по оплате за труд. При бесконтрольности и попустительстве со стороны отдельных руководителей областных и окружных управлений ФССП, приставами не соблюдались сроки возбуждения и окончания исполнительных производств указанной категории. Своевременно не проводились мероприятия по установлению имущества организаций-должников, его аресту, оценке и принудительной реализации. Зачастую денежные средства, взысканные в счет погашения задолженности по зарплате, длительное время гражданам не передавались, а безосновательно находились на депозитных счетах подразделений судебных приставов, создавая предпосылки для неправомерных посягательств. В результате отсутствия надлежащего контроля и должного спроса с подчиненных сотрудников, в ряде случаев, судебные приставы, призванные защищать законные интересы граждан и общества, сами вставали на путь совершения преступлений.  
         Итоги этих проверок 11.11.2009 по информации заместителя Генерального прокурора Российской Федерации рассмотрены на специальном совещании в г. Екатеринбурге с участием полномочного представителя Президента Российской Федерации Винниченко Н.А., заместителя Министра юстиции России  Любимова Ю.С., директора Федеральной службы судебных приставов России Парфенчикова А.О., главных судебных приставов субъектов Федерации округа, председателей областных и окружных судов. Кроме того, прокурорами всем главным судебным приставам субъектов Федерации округа объявлены официальные предостережения о недопустимости нарушения закона, а заместителем Генерального прокурора России в адрес директора Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации внесено представление, по результатам рассмотрения которого 18 виновных должностных лиц, в том числе 5 начальников территориальных отделов на местах, привлечены к дисциплинарной ответственности.   
         Также прокурорскими проверками серьезные нарушения федерального законодательства вскрыты в деятельности государственных инспекций труда, в том числе факты бездействия, непринятия мер по отстаиванию законных интересов трудящихся и пресечению произвола со стороны недобросовестных работодателей, волокиты при рассмотрении обращений и жалоб о невыплате заработной платы, отсутствия должного контроля за реальным устранением нарушений трудовых прав граждан. В работе служб занятости населения пресечены случаи неправомерного расходования денежных средств, выделенных на стабилизацию ситуации на рынке труда, несоблюдения установленного законом порядка постановки граждан на учет в качестве безработных, начисления и выплаты им пособия по безработице. 
         В связи с этим, в истекшем году, прокурорами руководителям региональных трудинспекций и органов занятости было объявлено 12 предостережений о недопустимости нарушений закона, внесено 58 представлений, по итогам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 56 виновных должностных лиц указанных органов контроля. 
         Результаты указанных прокурорских проверок 07.10.2009 рассмотрены на специальном совещании в г. Тюмени с участием руководителя Федеральной службы по труду и занятости Герция Ю.В., полномочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО Винниченко Н.А., руководства управления Генеральной прокуратуры в УрФО, а также начальников государственных инспекций труда и органов исполнительной власти по труду и занятости федерального округа, на котором от должностных лиц указанных контролирующих органов потребовано выработать дополнительные меры по  усилению, повышению качества и эффективности работы, с целью обеспечения неукоснительного соблюдения трудовых и иных социальных прав граждан в условиях экономического кризиса. Они также предупреждены, что в случае нарушений закона и ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, в отношении виновных лиц будет решаться вопрос о привлечении к ответственности, вплоть до уголовной.  
         С учетом остроты имеющихся проблем, во исполнение персонального поручения Генерального прокурора Российской Федерации, в 2009 году были проведены прокурорские проверки на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Установлено, что по ряду государственных контрактов ими своевременно не произведена оплата за поставленную продукцию, что повлекло накопление задолженности по заработной плате, а также долгов перед кредитными организациями. Поскольку неисполнение обязательств по надлежащему финансированию государственного оборонного заказа привело к невыплатам заработной платы, а также могло повлечь за собой отток из этой стратегически значимой отрасли квалифицированных специалистов, о названных выше и иных фактах заместителем Генерального прокурора Российской Федерации была направлена информация Главному военному прокурору России. После этого часть контрактов была оплачена, а задолженность по заработной плате на предприятиях оборонно-промышленного комплекса снизилась почти в 8 раз (с 55 до 7 миллионов рублей). 
         В целях восстановления нарушенных прав граждан в истекшем году заместителем Генерального прокурора Российской Федерации объявлены официальные предостережения о недопустимости нарушения закона ряду руководителей крупных предприятий-должников Свердловской, Курганской и Тюменской областей. В результате рабочим указанных организаций были выплачены долги по зарплате в общей сумме 3,1 млн. рублей. 
         По указанию заместителя Генерального прокурора Российской Федерации силами управления проведена проверка одного из наиболее крупных предприятий должников Свердловской области – ФГУП «Свердловскавтодор», имевшем задолженность перед работниками свыше 50 млн. рублей, в ходе которой установлены факты финансовых махинаций, присвоения и растраты вверенного имущества его руководством, послуживших одной из причин нарушения трудовых прав граждан. В связи с этим материалы проверки в соответствии с требованиями статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации были направлены в следственные органы, где по результатам их рассмотрения возбуждено и расследуется уголовное дело. Эти меры позволили ликвидировать долги по заработной плате на ФГУП «Свердловскавтодор» в полном объеме. 
         Всего в 2009 году прокурорскими проверками выявлено 36606 нарушений прав граждан в сфере оплаты за труд. В целях их устранения и недопущения впредь в адрес руководителей предприятий, учреждений и организаций внесено 3282 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 2747 виновных лиц. Объявлено 2347 официальных предостережений, в интересах граждан в суды направлено 22428 заявлений о взыскании невыплаченной заработной платы. По требованию прокуроров 4098 работодателей наказаны в административном порядке, в том числе 90 руководителей дисквалифицированы и от занимаемых должностей освобождены.
         В ходе прокурорских проверок было установлено, что некоторые руководители предприятий, прикрываясь экономическим кризисом, расходовали предназначенные для выплаты зарплаты средства на другие цели. В связи с этим, пришлось возбудить 67 уголовных дел по части 1 статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Завершено расследование направлением в суд с обвинительным заключением 42 уголовных дел, из которых уже рассмотрено с вынесением обвинительных приговоров 31 дело. Фактов постановки судом оправдательных приговоров не допущено. 
         Всего по итогам проведенных проверок в 2009 году удалось погасить долги по заработной плате на общую сумму 3 млрд. 405 млн. рублей, из них в Свердловской области – 590,5 млн. рублей, в Челябинской – 510; Курганской – 265,6; Тюменской – 292,6; Ханты-Мансийском автономном округе – 820,3; Ямало-Ненецком автономном округе – 926 млн. рублей.
         Эти и другие жесткие меры позволили в целом не допустить обвального ухудшения ситуации в сфере соблюдения прав граждан на вознаграждение за труд. Задолженность по заработной плате во втором полугодии стала снижаться и по официальным данным статистики на 01.01.2010 составила 60,7 млн. рублей на 18 предприятиях перед 5314 работниками. Однако размер долга  продолжает оставаться значительным, что требует от управления и прокуроров всех территорий принятия в текущем году комплекса мер по его дальнейшему снижению.   
         С учетом особой значимости вопросов обеспечения теплом, электричеством, водой жилых домов и объектов социальной сферы в истекшем году под контролем управления прокурорами территорий проведены повсеместные проверки готовности к отопительному сезону коммунальных служб, управляющих компаний и органов местного самоуправления, в ходе которых установлены причины образования их долгов перед поставщиками энергоносителей. Проверено также соблюдение требований законодательства при начислении и взимании с граждан платы за коммунальные и иные услуги в сфере ЖКХ, дальнейшее целевое использование поступивших от них средств. 
         Во всех территориях округа выявлены и пресечены многочисленные грубые факты ущемления прав и законных интересов граждан, которые допускались как со стороны местных чиновников, так и руководителей энергоснабжающих и коммунальных компаний. В Челябинской области вскрыты случаи завышения региональными властями тарифов на коммунальные услуги для населения, а в Свердловской области установлено, что некоторые поставщики тепло- энергоресурсов, пользуясь своим монопольным положением, пытались решать проблемы с неплатежами путем незаконного ограничения подачи тепло- и энергоресурсов коммунальным организациям, в результате чего были нарушены права рядовых граждан, которые в большей части добросовестно оплачивают эти услуги. 
         В Ямало-Ненецком автономном округе выявлены факты фальсификаций решений общих собраний собственников жилья при выборе управляющих компаний, нарушения прав граждан при расчете коммунальных платежей и платы за содержание жилья. В Курганской области один из заместителей губернатора, при размещении государственного заказа на выполнение работ по модернизации систем теплоснабжения ряда муниципалитетов, обеспечил победу в конкурсах коммерческой организации, которую возглавлял до назначения на государственную службу, в результате чего бюджету был причинен ущерб на сумму свыше 17 млн. рублей. Отдельные руководители управляющих компаний ЖКХ Свердловской области не только не предпринимали необходимых мер к погашению имеющихся у них многомиллионных долгов, но и с целью личного обогащения совершали хищения денежных средств, поступающих от граждан в счет оплаты коммунальных услуг. 
         Всего в Уральском округе прокурорскими проверками выявлено 5930 нарушений законности в данной сфере. В целях их устранения принесено 288 протестов, внесено 1894 представления, объявлено 2820 предостережений. 1123 должностных лица привлечены к дисциплинарной, а 763 - к  административной ответственности, возбуждено 19 уголовных дел, проводится их расследование. 
         Результаты указанных проверок управлением Генеральной прокуратуры в УрФО обобщены, проанализированы и 09.12.2009 рассмотрены на координационном совещании руководителей правоохранительных органов Уральского федерального округа, на котором выработаны дополнительные меры по укреплению режима законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и защите прав граждан на нормальное тепло- и энергообеспечение.
         Принятые меры позволили не допустить на территории федерального округа серьезных срывов начала отопительного сезона 2009 – 2010 гг. и возникновения крупных коммунальных аварий, а также почти в два раза снизить размер задолженности со стороны предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса перед поставщиками энергоресурсов (с 13,8 до 7,7 млрд. рублей).  
         В соответствии с требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации  «О совершенствовании организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» от 01.10.2008 № 196, «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции» от 13.08.2008 № 160 управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе и прокурорами субъектов Российской Федерации округа в 2009 году  приняты дополнительные меры по повышению эффективности надзорной деятельности в сфере исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе.
Итоги работы прокуратур и органов правопорядка в этой сфере обсуждены на координационном совещании при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации 23.09.2009, на котором выработан комплекс дополнительных мероприятий, направленных на выявление и пресечение коррупционных правонарушений.
         В целом прокурорами субъектов Федерации округа в 2009 году вскрыто 4832 нарушения законов в указанной сфере, что на 15,9% превышает аналогичные показатели 2008 года, для устранения которых внесено 1082 представления, по ним к дисциплинарной ответственности привлечено 1015 должностных лиц, а 41 наказано в административном порядке. Объявлено 462 официальных предостережения о недопустимости нарушения закона. 
         Кроме того, в текущем году по материалам проверок исполнения законодательства о государственной, муниципальной службе, направленным в следственные органы в порядке статьи 37 УПК Российской Федерации, возбуждено и расследуется 318 уголовных дел, из них 18 - в результате проверок, проведенных управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
         О распространенности нарушений законодательства о государственной и  муниципальной службе свидетельствуют вскрытые в анализируемый период прокурорскими проверками многочисленные факты приема на государственную (муниципальную) службу граждан, не соответствующих квалификационным требованиям, установленным Федеральными законами «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
         Так, в результате проведенной управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проверки в Уральском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, вскрыты факты назначения его руководителем С.Михеевой на должности старших государственных инспекторов, которые, не имея требуемого Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» высшего образования, в течение 4 лет незаконно замещали эти ответственные должности, за что получали повышенное денежное содержание. 
         По протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации приказ о назначении инспекторов на должности отменен, они переведены на менее ответственный участок работы, который соответствует их квалификационным требованиям. По требованию управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе приказом Министра промышленности и торговли Российской Федерации № 383 от 20.05.2009 руководитель управления Михеева за допущенные нарушения предупреждена о неполном служебном соответствии.
         Аналогичные нарушения законности выявлены в Свердловской области в ходе прокурорской проверки областного Министерства финансов, в аппарате и территориальных отделах которого на протяжении последних двух лет 84 чиновника занимали должности, относящиеся к категории старших должностей государственной гражданской службы, не имея требуемого Федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ высшего образования. По представлениям прокурора Свердловской области эти нарушения законодательства о государственной службе устранены, 26 не отвечающих квалификационным требованиям лиц уволены с государственной службы, а 58 – переведены на нижестоящие должности. 
         Также прокурорскими проверками выявлялись факты несоблюдения федерального законодательства при приеме лиц на государственную и муниципальную службу.
         Вопреки требованиям федерального законодательства руководящий работник Уральского межрегионального управления Росфинмониторинга, по должности обязанный оперативно отслеживать и выявлять финансовые махинации и преступления, при поступлении на государственную службу в октябре 2002 года скрыл тот факт, что он является учредителем крупного частного охранного предприятия «Кондор», где ему принадлежала десятая часть уставного капитала. Кроме того, ряд сотрудников этого ведомства  при  поступлении на службу и заполняя декларации, скрыли дополнительно полученные доходы. По представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации все виновные привлечены к ответственности, а нарушения закона устранены.
         Итоги прокурорских проверок свидетельствуют, что по-прежнему имеют место факты незаконного занятия чиновниками ответственных должностей путем использования поддельных дипломов о высшем образовании.  
         В Ямало-Ненецком автономном округе прокуратурой вскрыт факт того, что начальник отдела по организационной работе и делопроизводству администрации поселка Пурпе, Пуровского района для замещения указанной должности предоставила поддельный диплом о получении ею высшего образования в Тюменском государственном университете. По требованию прокурора она от занимаемой должности освобождена, в отношении нее возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 327 УК Российской Федерации. В настоящее время она предана суду.
         В Ханты-Мансийском автономном округе по результатам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 327 УК Российской Федерации в отношении ведущего специалиста администрации сельского поселения Алган Нижневартовского района, использовавшей заведомо подложный диплом об окончании Нижневартовского нефтяного техникума. Приговором суда она осуждена, а по представлению прокурора уволена с муниципальной службы.
         В отчетный период прокурорами выявлялись также факты совмещения должностными лицами органов государственного контроля государственной службы с предпринимательской деятельностью. Управлением Генпрокуратуры  установлено, что с декабря 2008 года  ответственные должностные лица Уральского регионального центра МЧС России - заместитель начальника отдела организации надзора за обеспечением пожарной безопасности Е.Калетина и начальник отдела организации надзорных мероприятий в области пожарной безопасности Н.Соловьева, нарушив установленный законом прямой запрет на занятие предпринимательской деятельностью, учредили коммерческое предприятие ООО «Уральский пожарно-испытательный центр», директором которого являлась Калетина. 
         Указанные  нарушения законности на протяжении восьми месяцев не были своевременно выявлены и пресечены руководством управления пожарного надзора и кадровой службой регионального центра МЧС России. Только после внесения заместителем Генерального прокурора Российской Федерации представления руководителю регионального центра Г.Шмидту,  указанные сотрудники были уволены с государственной службы, а руководитель  управления  пожарного надзора  Е.Самохвалов и его заместитель В.Шангин, а также начальник управления кадров регионального центра В.Синицын привлечены к дисциплинарной ответственности.
         В Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа по представлению прокурора уволен из органов внутренних дел помощник начальника отдела, оперативный дежурный ОВД МО Красноселькупский район Е.Скинданенко, который в нарушение требований статьи 20 Закона Российской Федерации «О милиции», являясь индивидуальным предпринимателем, осуществлял автотранспортные пассажирские перевозки. 
         На протяжении двух лет ведущий специалист отдела правового сопровождения Нижневартовской районной администрации Ханты-Мансийского автономного округа В.Турков являлся учредителем ООО «Контракт-Сервис».  По представлению прокурора Турков с муниципальной службы уволен.
         В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31.07.2008, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 01.10.2008 № 196, в отчетном  периоде продолжена работа по недопущению принятия органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, создающих благоприятную почву для коррупции.
         В 2009 году прокурорами территорий округа оценка на коррупциогенность дана в отношении более 51 тысячи нормативных правовых актов органов  государственной власти и органов местного самоуправления. В результате принятых мер прокурорского реагирования в 1531 нормативный правовой акт внесены необходимые коррективы.
         Так, в Челябинской области решением Собрания депутатов Брединского муниципального района утверждено Положение, которым незаконно расширены полномочия главы района на единоличное принятие решений по вопросам перемещения бюджетных ассигнований, что позволяло чиновникам решать вопрос о выделении субсидий юридическим лицам по своему усмотрению. 
         Отдельные нормы постановления главы города Муравленко  Ямало-Ненецкого автономного округа «Об утверждении порядка оформления согласований на переустройство и перепланировку жилых помещений» предусматривали  право муниципальных комиссий произвольно отказывать гражданам в согласовании переустройства жилого помещения, что создавало предпосылки для корыстных злоупотреблений со стороны чиновников городской администрации.
         По протестам прокуроров вышеуказанные незаконные правовые акты отменены.
         В отчетный период в деятельности территориальных федеральных органов исполнительной власти выявлялись многочисленные нарушения законодательства о бюджете, лицензировании, а также порядка привлечения юридических и должностных лиц к административной и иной ответственности.   
         В Инспекции страхового надзора по УрФО проверкой вскрыты серьезные нарушения закона, связанные с необоснованным и нерациональным использованием бюджетных средств. По представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, внесенному в адрес руководителя Федеральной службы страхового надзора И.Ломакина-Румянцева, виновные сотрудники привлечены к дисциплинарной ответственности. 
         В Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по УрФО выявлены факты хищений сотрудниками налоговой службы, призванными защищать финансовые интересы страны, государственных средств. В этой связи соответствующие материалы были направлены в следственную часть ГУ МВД России по УрФО, где по результатам их доследственной проверки возбуждено 14 уголовных дел, по которым проводится расследование. Кроме того, заместителем Генерального прокурора Российской Федерации в адрес руководителя Федеральной налоговой службы России М.Мокрецова внесено представление, по результатам рассмотрения которого руководитель Межрегиональной инспекции ФНС России по УрФО Д.Журавлев и начальник управления ФНС по Челябинской области О.Хороших привлечены к дисциплинарной ответственности.
         Пользуясь бесконтрольностью со стороны начальника окружного управления Государственной фельдъегерской службы И.Изгарова, два старших офицера подразделения использовали сфальсифицированные  документы о стоимости проезда к месту проведения отпуска, в которых была значительно завышена цена зарубежного авиаперелёта, похитили средства федерального бюджета в размере 65,5 тысяч и 20, 2 тысячи рублей соответственно, что не было своевременно выявлено службой  собственной безопасности  и финансово-экономическим отделом управления. Материалы по указанным фактам в порядке ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации были направлены в следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по УрФО, которым в отношении виновных лиц  возбуждены и расследованы 2 уголовных дела по части 2 статьи 159 УК Российской Федерации, которые направлены в суд для рассмотрения по существу. 
         Проверкой в управлении Ростехнадзора по УрФО установлены факты несоблюдения порядка привлечения к административной ответственности юридических лиц и их руководителей, отсутствие должного контроля за устранением выявленных нарушений. По данным фактам руководителю территориального управления внесено представление, 18 виновных лиц наказаны в дисциплинарном порядке.  
         В ходе проверки, проведенной по указанию заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, вскрыты серьезные нарушения законности в деятельности Уральского управления государственного автодорожного надзора, в том числе о лицензировании, факты несоблюдения порядка привлечения автоперевозчиков к ответственности, что создавало угрозу безопасности участников дорожного движения и граждан. 
         По данным фактам заместителем Генерального прокурора Российской Федерации руководителю территориального управления госавтодорнадзора внесено представление, по результатам рассмотрения которого к дисциплинарной ответственности привлечено 5 должностных лиц. Кроме того, вопросы соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения были проверены силами управления в ряде крупных предприятий – перевозчиков, в результате в адрес двух руководителей указанных организаций внесены представления, а также им объявлен