Информация о результатах надзорной деятельности органов прокуратуры Уральского федерального округа по защите прав и законных интересов предпринимателей за 9 месяцев 2009 года.

         Во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 №93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» состояние законности и надзорная деятельность прокуроров по защите прав субъектов малого и среднего бизнеса находится под постоянным контролем управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
         С целью реализации требований Приказа, управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе разработан и заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Золотовым Ю.М. утвержден специальный план действий в данной области правоотношений.
          Кроме того, в управлении создана рабочая группа по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и согласованию проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органов контроля в федеральном округе.
          30.04.2009 в управлении проведено специальное межведомственное совещание со всеми руководителями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в округе, на котором определен механизм действий по осуществлению новых полномочий, обеспечено уведомление органов государственного контроля (надзора) о разграничении компетенции органов прокуратуры при согласовании внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства с предоставлением соответствующих сведений о прокуратурах субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ (адреса, номера телефонов, факсов, данные электронной почты ответственных исполнителей).
         В прокуратурах территорий аналогичные межведомственные совещания проведены с участием главных федеральных инспекторов.
         14.08.2009 в целях выполнения требований Указания Генерального прокурора России от 27.07.2009 №240/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вопросы организации его исполнения обсуждены на специальном оперативном совещании в управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе, на котором выработаны дополнительные меры по совершенствованию надзора на данном направлении деятельности.
         Кроме того, прокурорам территорий на места направлены соответствующие требования о незамедлительном принятии дополнительных мер по укреплению законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и обеспечению действенного надзора за исполнением положений Федерального закона №294-ФЗ, а также использованию всего спектра полномочий и мер прокурорского реагирования в целях выявления и пресечения нарушений закона, прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.
          Данные о работе прокуроров субъектов Российской Федерации, входящих в округ, по согласованию проведения внеплановых выездных проверок, представлены в таблице:

         Всего с 1 мая текущего года прокурорами федерального округа органам контроля дано согласие на проведение 1594 внеплановых выездных проверок.
         В Свердловской области руководителю областного управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору прокуратурой согласовано проведение внеплановой выездной проверки в отношении животноводческого предприятия, в результате которой удалось предотвратить угрозу распространения чумы и высокопатогенного гриппа. В ходе проверки нарушения требований закона устранены, виновные должностные лица привлечены к ответственности.  
         В Курганской области руководителю регионального Управления Россельхознадзора прокурором согласована выездная проверка в отношении агропредприятия, которым осуществлялась химическая обработка зерновых культур без проведения предварительного обследования посевов, что создавало реальную угрозу причинения вреда здоровью людей и окружающей среде. В результате проверки были выявлены нарушения закона, виновные лица привлечены к административной ответственности.
          При этом с 1 мая 2009 года прокуратурами федерального округа отказано в согласовании 745 проверок, что было связано с отсутствием оснований для проведения проверочных мероприятий и нарушением установленных законодательством требований к представляемым документам.
         Так, в Свердловской области прокурором в 8 случаях приняты решения об отказе в согласовании региональному Министерству природных ресурсов проведения внеплановых проверок из-за несоблюдения его должностными лицами требований к оформлению соответствующих распоряжений и приказов, которые не содержали сведений о подлежащих проверке обязательных требований, перечне мероприятий по контролю и др. По аналогичным основаниям в Челябинской области управлению областного Роспотребнадзора  отказано в проведении внеплановой проверки в отношении ЗАО «Смолино», являющегося собственником торгового комплекса «Андреевский».
         В Ханты-Мансийском автономном округе прокурором отказано в согласовании внеплановой проверки региональному управлению Роспотребнадзора, которое вопреки требованиям Федерального закона №294-ФЗ, в соответствующем распоряжении о проверке в отношении ООО «Шовда» указало период, превышающий установленный законом 20-дневный срок.
         В Тюменской области также в связи с отсутствием оснований для внеплановой проверки, прокуратурой Казанского района из 9 заявлений территориального отдела управления Роспотребнадзора, только по одному была согласована проверка, а в 8 случаях обоснованно принято решение об отказе.
          Кроме того, в этой же территории вскрыты грубые нарушения федерального закона в деятельности отдела государственного пожарного надзора №1 по Ленинскому району г. Тюмени, где было издано распоряжение и начата проверка ООО «Агро-Овощ» без согласования с органами прокуратуры. Только спустя более месяца документы были направлены на согласование, в даче которого прокурором отказано. По данному факту нарушения закона в адрес исполняющего обязанности начальника Главного управления МЧС России по Тюменской области прокурором внесено представление, в результате рассмотрения которого инспектор, проводивший незаконную проверку и начальник отдела, принявший решение о ее проведении привлечены к дисциплинарной ответственности.
          Помимо принятия решения о согласовании или отказе в согласовании проведения внеплановых проверок, прокурорами разъяснялись требования закона в 111 случаях.
         Так, в Курганской области отделу государственного контроля, охраны водных биоресурсов и среды их обитания Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству при обращении за согласованием проверки в отношении МУП «Теплосервис» разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством муниципальное учреждение не относится к субъектам малого и среднего бизнеса, в связи с чем согласование с прокурором не требуется.
         В Тюменской области руководителю Северо-Уральского Управления Ростехнадзора в пяти случаях прокурором давались разъяснения об отсутствии оснований для согласования в проведении внеплановых выездных проверок.
         Не менее серьезной для Уральского федерального округа проблемой является соблюдение прав субъектов малого и среднего предпринимательства при аренде государственного (муниципального) имущества, а также изменении условий, либо расторжении договоров аренды такого имущества.
         В 3 квартале текущего года прокурорами в Уральском федеральном округе были приняты дополнительные надзорно-организационные меры по соблюдению действующего законодательства в указанной сфере, при этом особое внимание обращено на вопросы соответствия федеральному законодательству нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, затрагивающих права и интересы субъектов предпринимательства, а также соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
           В результате систематического проведения надзорных и иных мероприятий, мониторинга ситуации, прокурорам субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, удалось не допустить серьезных нарушений законности в указанной сфере, а вскрытые прокурорскими проверками отдельные факты ущемления прав малого и среднего бизнеса должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления были своевременно пресечены.
         Органами прокуратуры в округе при реализации надзорных полномочий выявлялись нормативные правовые акты, положения которых противоречили требованиям федерального законодательства.
         В Свердловской области главой Муниципального образования город Ирбит принято постановление от 23.03.2009 № 513, которым утвержден перечень муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. В связи с тем, что в перечень имущества включены объекты (имущество), обремененные правами третьих лиц, прокурором 13.04.2009 на данное постановление принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен, 23.04.2009 незаконный акт отменен.
          Главой городского округа Краснотурьинск этого же субъекта Российской Федерации издано постановление от 01.11.2008 № 1000 «О порядке согласования перечня муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», которым ограничивалось право субъектов малого и среднего предпринимательства подачи заявлений о приобретении арендуемого имущества только до 05.12.2008. Указанный нормативный правовой акт по протесту прокурора от 23.03.2009 отменен. 
         Курганской областной Думой 25.11.2008 принято постановление №3619 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в аренду государственного имущества Курганской области, включенного в Перечень государственного имущества Курганской области, предназначенного для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства», в котором отсутствовала какая-либо регламентация порядка проведения конкурсов, процедура отзыва заявок, минимальная сумма задатка и порядок его возвращения, льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности. В связи с этим, 12.01.2009 в Курганскую областную Думу прокуратурой направлены замечания о необходимости внесения необходимых изменений и дополнений, которые рассмотрены и приняты в полном объеме.
          В ходе прокурорских проверок выявлялись и иные нарушения федерального законодательства.
         В Тюменской области Департаментом имущественных отношений более полугода рассматривалось заявление ООО «Априори» о предоставлении в собственность земельного участка под существующее строение. Только по требованиям прокурора, изложенным в представлении от 02.04.2009 в адрес Губернатора области в департаменте приняты меры по устранению нарушений закона и недопущению аналогичных нарушений впредь, а начальник отдела правого обеспечения земельных отношений привлечен к дисциплинарной ответственности.
           В Екатеринбургском комитете по управлению городским имуществом Свердловской области (далее - ЕКУГИ) установлено, что за 1 полугодие 2009 года в Администрацию города Екатеринбурга поступило 414 заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства о реализации преимущественного права приобретения арендуемых помещений, однако все поступившие обращения рассмотрены с нарушением сроков, установленных частью 3 статьи 9 Федерального закона №159-ФЗ. В связи с выявленными нарушениями федерального законодательства 29.04.2009 прокурором в адрес председателя ЕКУГИ внесено представление, по результатам рассмотрения которого должностными лицами ЕКУГИ приняты меры для устранения выявленных нарушений, все поступившие в адрес ЕКУГИ обращения субъектов малого и среднего предпринимательства рассмотрены, заявители проинформированы о принятых решениях.
         В ходе прокурорской проверки в администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга установлено, что в соответствии с распоряжением главы района от 06.04.2009 № 386 «О комиссии по вопросам размещения временных  объектов торгового назначения, сферы услуг на земельных участках, представляемых по договорам аренды» утвержден состав данной комиссии. Вместе с тем, регламент работы комиссии не разработан, положение о порядке проведения заседаний отсутствует. Протокол обсуждения поступивших заявлений не ведется, периодичность проведения заседаний не определена, комиссия рассматривает заявки на предоставление земельных участков по мере их накопления. В ответах заявителям не приводится мотивация принятого решения. В этой связи, прокурором 30.06.2009 в адрес руководителя администрации внесено представление, нарушения закона устранены, разработано положение о деятельности указанной  комиссии, начальнику юридического отдела объявлен выговор.
          Всего за анализируемый период по результатам надзорной деятельности на данном направлении прокурорами субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, выявлено 231 нарушение прав субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях их устранения внесено 88 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 31 должностное лицо, принесено 70 протестов, которые своевременно рассмотрены и удовлетворены, официально предостережены 37 должностных лиц, 5 чиновников органов государственной власти и местного самоуправления по постановлениям прокурора привлечены к административной ответственности, в органы государственной власти направлено 47 информаций.  
          Вопросы соблюдения законности при реализации Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» продолжают оставаться на особом контроле управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе.