Доклад заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Золотова на совместном совещании при Генеральном прокуроре Российской Федерации и полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе от 14.09.2009

          Мировой финансовый кризис, обостривший социально-экономическую ситуацию в России, потребовал существенного пересмотра подходов к организации надзорной деятельности органов прокуратуры в сфере соблюдения трудового законодательства, повышения результативности её правозащитной функции.
          На территории Уральского федерального округа добывается 91 процент российского газа и 66 процентов нефти страны, производится 42 процента общероссийского объема черных и цветных металлов, расположены крупнейшие предприятия оборонного комплекса. Значительное число трудоспособного населения занято именно в этих отраслях, на которых и отразился кризис в первую очередь.
         В федеральном округе сосредоточено 20 моногородов, вся экономическая и социальная инфраструктура которых зависит от деятельности одного градообразующего предприятия, входящего, как правило, в одну из наиболее пострадавших от кризиса отраслей, что создало дополнительные сложности в решении поставленных руководством страны перед прокуратурой задач по защите трудовых прав граждан. 
         Должен сказать, что по данной проблематике у нас имелись определенные наработки.
         Системно этой работой органы прокуратуры на Урале занялись еще 5 лет назад, когда на начало 2004 года долги по заработной плате в округе превышали 2,5 миллиарда рублей, что привело в ряде регионов к массовым акциям протеста. В целях восстановления законности прокурорами были организованы повсеместные проверки на предприятиях-должниках, с принятием в отношении работодателей комплекса мер прокурорского реагирования, в том числе уголовно-правового характера.
          Всего в период 2004-2008 годов в отношении наиболее злостных нарушителей прав граждан пришлось возбудить 361 уголовное дело.
         По постановлениям прокуроров 14,5 тысяч руководителей предприятий было привлечено к административной ответственности, в том числе 403 из них были дисквалифицированы. Серьезность этих проблем была не сразу осознана некоторыми руководителями прокуратур. Поэтому за недостатки в организации данной работы на местах, к ответственности были привлечены 60 прокуроров городов и районов и их заместителей, а также четыре заместителя прокуроров субъектов Федерации округа.
         Эти жесткие меры, а также взаимодействие с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации и руководителями регионов позволили заметно поднять результативность прокурорского надзора и снять остроту социальной напряженности, а самое главное — реально помочь многим тысячам граждан получить заработанные деньги.
         Так, по итогам работы за 2004 год долги по зарплате удалось снизить с 2,5 миллиардов рублей до 846 миллионов рублей, к концу 2005 года — до 334 миллионов рублей, по результатам 2006 года — до 96 миллионов рублей, в сентябре 2008 года — до 13 миллионов рублей, а в пяти из шести, субъектов Федерации округа (Челябинская, Курганская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), задолженность по оплате труда была полностью погашена.
          Однако с началом экономического кризиса задолженность по заработной плате начала резко возрастать: на первое января текущего года она достигла 212 миллионов рублей, а к началу марта – 396,5 миллионов. Численность официально зарегистрированных безработных к первому мая увеличилась почти в два раза (до 212,8 тысяч человек). В разы возросло количество лиц, переведенных в режим простоя, на неполное рабочее время, а также направленных в отпуска без сохранения заработной платы.
         В этой связи, в соответствии с требованиями Приказа Генерального прокурора № 236 от 19 ноября минувшего года, нами были приняты дополнительные, в том числе организационно-управленческие и иные меры, по активизации работы на данном направлении деятельности. Во взаимодействии с органами государственной власти была выстроена четкая система по защите трудовых прав граждан, начиная от окружного и заканчивая местным уровнем. 
         В целях объединения действий всех федеральных, региональных и муниципальных органов власти по нормализации социально-экономической обстановки, в текущем году по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе и под его руководством организована еженедельная работа Антикризисного штаба, в рамках работы которого в режиме видеоконференции рассматри­ваются ход и результаты проводимых мероприятий по преодолению последствий кризиса, обеспечению трудовых и социальных прав граждан. Личное участие в заседаниях штаба принимаю я и прокуроры субъектов, входящих в округ. В работе данного штаба также участвуют губернаторы, главные федеральные инспекторы, руководители контролирующих и иных органов, которые еженедельно отчитываются о принимаемых мерах по защите трудовых прав граждан, в том числе на оплату труда.
         Вопросы организации прокурорского надзора в сфере соблюдения трудовых прав граждан, еженедельно детально рассматриваются мною на совещаниях с заслушиванием отчетов заместителей начальника управления, вырабатываются дополнительные меры по совершенствованию этой деятельности.
         Полномочному представителю Президента Российской Федерации дважды в месяц направляются обобщенные информации, характеризующие состояние законности и практику прокурорского надзора в этой сфере с детальным анализом положения по каждому субъекту Российской Федерации, входящему в округ. 
         Аналогичные меры приняты и в территориях. При губернаторах и главах муниципалитетов созданы и работают антикризисные штабы и группы где прокуроры принимают непосредственное участие. С учетом особенностей каждого региона, совместно вырабатываются пути решения назревших проблем, а также заслушиваются отчеты руководителей наиболее проблемных предприятий. Прокурорами налажена система ежедневного оперативного мониторинга ситуации в рассматриваемой сфере, разработаны специальные планы действий, осуществляется тесное взаимодействие и постоянный обмен соответствующей информацией с главными федеральными инспекторами, региональными органами государственной власти, профсоюзами и другими заинтересованными ведомствами.
         В ходе прокурорских проверок в Свердловской, Челябинской, Курганской областях были выявлены и пресечены факты нарушения трудовых прав работников при увольнении в связи с ликвидацией предприятий или сокращением штата. Порой такие нарушения допускались в отношении беременных женщин или имеющих детей до трех лет, за что виновные привлечены к ответственности.
         В Свердловской, Курганской областях, Ямало-Ненецком автономном округе по требованию прокуроров были выплачены компенсации высвобождаемым работникам, которые работодатели не произвели вопреки требованиям закона.
         В Свердловской, Челябинской, Тюменской областях были выявлены и опротестованы изданные с нарушением требований трудового законодательства приказы о предоставлении работникам неоплачиваемых отпусков или установлении заниженного размера оплаты временного простоя.
         В Челябинской области и Ханты-Мансийском автономном округе были пресечены факты несоблюдения работодателями двухмесячного срока уведомления служб занятости населения о предстоящем сокращении штатов. В результате этих и других мер удалось предотвратить ряд массовых увольнений работников.
         В текущем году особо сложная обстановка с соблюдением прав граждан на оплату за труд, возникла на ряде предприятий Свердловской и Челябинской областей. В апреле-мае в Свердловской области на Егоршинском радиозаводе долги по заработной плате составили свыше 60 миллионов рублей, на Баранчинском электромеханическом заводе — 24 миллиона рублей, на Златоустовском металлургическом заводе (Челябинской области) свыше 30, на Ивановском механическом заводе — 14, что создавало дополнительную социальную напряженность в этих трудовых коллективах.
         В этой связи прокурорами совместно с органами государственной власти были приняты конкретные меры по наведению порядка и восстановлению нарушенных прав граждан на упомянутых предприятиях. Силами аппаратов указанных прокуратур были проведены проверки с выездом на места, заслушаны отчеты руководителей, а также оказана реальная помощь по взысканию дебиторской задолженности, в том числе с вызовом контрагентов, находящихся в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.
         Принятые меры позволили реально помочь людям получить заработанные деньги и в августе месяце на всех этих предприятиях долги по зарплате были погашены в полном объеме.
         Всего с начала текущего года прокурорскими проверками выявлено свыше 21,7 тысяч нарушений прав граждан в сфере соблюдения трудового законодательства. В целях их устранения внесено 2315 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 4521 должностное лицо, в том числе 57 руководителей дисквалифицированы и от занимаемых должностей отстранены. Прокурорами объявлено 1522 официальных предостережения, в интересах граждан в суды направлено 14793 заявления о взыскании невыплаченной заработной платы.
         В ходе прокурорских проверок было установлено, что некоторые руководители предприятий, прикрываясь кризисом и финансовыми трудностями, расходовали предназначенные для выплаты зарплаты средства на другие цели.
В связи с этим, в текущем году были возбуждены 40 уголовных дел по части 1 статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (в Ямало-Ненецком автономном округе – 16 дел, в Челябинской области – 10 дел, в Свердловской области – 6, в Ханты-Мансийском автономном округе – 4 дела, в Курганской и Тюменской областях по 2 дела соответственно). Осуждены к различным мерам наказания директора предприятий «Надымнефтегаз» и «Роспромстрой» Салтыков и Калиниченко (Ямало-Ненецкий автономный округ), руководитель компании «Стройтранс» Черепанов, генеральный директор «Обского нефтегазоразведочного предприятия» Чебышев (Ханты – Мансийский автономный округ) и ряд других руководителей.
         С учетом остроты имеющихся проблем, во исполнение Вашего, Юрий Яковлевич, персонального поручения, в мае текущего года были проведены прокурорские проверки на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Установлено, что по ряду государственных контрактов им своевременно не произведена оплата за поставленную продукцию, что повлекло накопление задолженности по заработной плате, а также долгов перед кредитными организациями.
         Поскольку неисполнение обязательств по надлежащему финансированию государственного оборонного заказа привело к невыплатам заработной платы, а также могло повлечь за собой отток из этой стратегически значимой отрасли квалифицированных специалистов, о названных выше и иных фактах мною была направлена информация Главному военному прокурору, часть контрактов были оплачены, после чего задолженность по заработной плате на предприятиях оборонно-промышленного комплекса снизилась более чем в 2 раза (с 55 до 24,9 миллионов рублей). Однако на Челябинском автоматно-механическом заводе она продолжает составлять 22,9 миллиона рублей, и на Курганском предприятии «Восход» — 2 миллиона рублей, что требует от наших коллег из Главной военной прокуратуры дополнительного внимания.
          Мы понимаем, что одним из важных условий для эффективной реализации принимаемых надзорных мер является их информационное сопровождение. В этой связи в текущем году, в федеральном округе по инициативе прокуроров средствами массовой информации обнародовано свыше 4 тысяч печатных, электронных публикаций, телерадиосюжетов и других материалов о работе органов прокуратуры по защите трудовых прав граждан. Это позволяет не только всесторонне информировать общественность о месте и роли надзорного ведомства в решении данных проблем, но и является важным превентивным фактором, средством разъяснительной работы для пострадавших граждан и инструментом «приведения в чувство» работодателей.
          Эти и другие принятые меры позволили в целом снизить рост уровня безработицы населения (с 2,88 процентов на 1 мая, до 2,49 процентов на 1 сентября, что ниже общероссийского показателя, который составил 2,8 процентов), а также не допустить обвального ухудшения ситуации в сфере соблюдения трудового законодательства. Задолженность по заработной плате во втором полугодии стала снижаться и по состоянию на 1 сентября составила 188,7 миллионов рублей (Свердловская область – 80 миллионов рублей; Челябинская – 52; Курганская – 14,2; Тюменская область – 7,2; Ханты-Мансийский автономный округ – 5; Ямало-Ненецкий автономный округ – 30,3 миллиона рублей).
         В структуре задолженности 66 процентов приходится на предприятия тяжелой промышленности и металлургии, 12 процентов составляют долги предприятий строительства, 9 процентов – в сфере нефтегазодобычи, 3 процента – в сфере транспорта.
         Треть всей задолженности федерального округа (60,9 миллионов рублей) составляют долги 10 предприятий, находящихся в различных стадиях банкротства, что вызвано объективными экономическими причинами. Ситуация здесь находится под постоянным контролем прокуроров. И хотя фактов криминального банкротства этих предприятий в округе не установлено, с учетом Ваших, Юрий Яковлевич, замечаний, высказанных на совещании в городе Хабаровске, прокурорами территорий будут приняты дополнительные меры по усилению надзора на этом направлении.   
          Источником информации для прокурорских проверок служат не только данные статистики, но и жалобы граждан, публикации в средствах массовой информации, данные контролирующих и иных органов, а также сведения, поступающие от общественных организаций.
         Прокурорская практика свидетельствует о том, что официальная статистика не всегда отражает реальное положение дел с долгами по заработной плате.
         В большинстве случаев это связано с тем, что отдельные работодатели не соблюдают установленный порядок представления сведений о задолженности по оплате труда, а зачастую их умышленно скрывают или искажают.
         Так, прокурорской проверкой, проведенной в Ямало-Ненецком автономном округе, установлены факты сокрытия этих долгов в нефтяной компании «Мангазея», в Западно-Сибирской буровой компании и в строительной организации «Промгражданстрой» в общей сложности более 36 миллионов рублей. По требованию прокуратуры руководители этих предприятий привлечены к административной ответственности, приняты меры к погашению долгов.
         Всего в текущем году прокурорами территорий вскрыто и пресечено 14 таких фактов.
         В этой связи, представляется, что установленный законом размер штрафа за сокрытие или предоставление недостоверных статистических сведений (максимум до 5 тысяч рублей), является чрезмерно мягкой мерой ответственности, не способной оказать должного превентивного воздействия на нарушителей.
         На наш взгляд, необходимо увеличить сумму штрафа в несколько раз, а за повторное сокрытие или искажение информации предусмотреть возможность дисквалификации или административного ареста этих руководителей.
         Всего в текущем году в федеральном округе удалось погасить долги по заработной плате на общую сумму более 2,6 миллиардов рублей, в том числе в Ямало-Ненецком автономном округе – 756 миллионов рублей, в Ханты-Мансийском автономном округе – 643, в Свердловской области – 458, в Челябинской – 430 миллионов рублей.
         Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, долги по заработной плате в Свердловской области остаются высокими: на Тавдинском машиностроительном заводе в размере 2,8 миллиона рублей, директор – Хицов Андрей Анатольевич (343 работника), Махневском песчано-гравийном карьере в размере 1,5 миллиона рублей, директор – Уфимцев Петр Дмитриевич (201 работник), в Челябинской области — на перерабатывающем предприятии «Победа» в размере 2,5 миллиона рублей, директор Рискин Александр Эммануилович (152 работника).
         Предметный анализ проделанной работы свидетельствует о том, что у нас исчерпаны еще не все резервы, а на ряде направлений имеются серьезные нерешенные проблемы.
         Серьезной критики заслуживает деятельность государственных органов, специально уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и наделенных необходимым арсеналом полномочий.
         Прокуратурой вскрыты многочисленные факты бесконтрольности, беспринципности, а порой и откровенной бездеятельности сотрудников региональных Гострудинспекций.
         Многие чиновники этого ведомства не утруждали себя контролем за результатами исполнения выданных ими же предписаний об устранении нарушений трудового законодательства, не принимали исчерпывающих мер к их недопущению и привлечению к ответственности виновных. Прокурорами выявлены факты грубого нарушения установленных законом процедур при оформлении административных материалов, волокиты и безответственности при рассмотрении жалоб и обращений граждан.
         Такие факты выявлены при проверках инспекций в Свердловской и Челябинской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, сотрудники которых порой проявляли правовую безграмотность, бездействовали по фактам очевидных грубых нарушений трудовых прав граждан.
         В Курганской области, до вмешательства органов прокуратуры, региональной трудинспекцией проверки предприятий, сокращающих рабочие места, не проводились, взаимодействие и обмен информацией с региональными органами исполнительной власти, налажено не было.
         По требованию прокуроров свыше двух десятков (21) виновных должностных лиц Гострудинспекций привлечены к дисциплинарной ответственности, их руководителям внесены представления, а выявленные нарушения законности устранены.
         В ходе прокурорских проверок департаментов службы занятости населения и их структурных подразделений установлено, что уровень их работы также не отвечал остроте ситуации и предъявляемым законом требованиям. Проверки показали, что их должностными лицами нарушались права граждан при регистрации и постановке на учет в качестве безработных, у заявителей необоснованно истребовались многочисленные справки, документы и иные сведения, не предусмотренные законом, несвоевременно перечислялись компенсационные выплаты. Эти и другие факты выявлены и пресечены прокурорами в Свердловской, Курганской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах.
         В Челябинской области по вине отдельных чиновников органов занятости ряд предприятий, включенных в региональную программу по стабилизации на рынке труда, в государственной поддержке вообще не нуждались, тогда как организации, которым такая помощь была действительно остро необходима, напротив, длительное время не могли ее получить.
         По этим и многим другим фактам прокурорами приняты необходимые меры реагирования, а 18 виновных должностных лиц привлечены к ответственности, нарушения устранены.
         Прокурорами выявлены грубые нарушения законности и в работе судебных приставов, зачастую не принимающих должных мер по своевременному и реальному исполнению судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате.
          Факты несоблюдения установленных законом сроков возбуждения исполнительных производств, волокиты при проведении исполнительных действий, непринятия мер к установлению имущества должников, его аресту и реализации, выявлялись в деятельности служб судебных приставов в Свердловской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском округе.
         Только в результате принятых прокурорами мер эти нарушения законов были устранены, а виновные понесли заслуженную ответственность.
         Серьезную озабоченность вызывает и тот факт, что в текущем году по искам прокуроров судами вынесено более 11 тысяч решений о взыскании с работодателей 295 миллионов рублей долгов по заработной плате, однако реально из этой суммы судебными приставами взыскана только половина (55 процентов). В этой связи работа на данном направлении нуждается в коррективах, усилении и дополнительной активизации.
         При проведении надзорной работы мы столкнулись с рядом проблем на этом важном направлении в деятельности Следственного комитета при прокуратуре.
         В июле текущего года прокурорам территорий было рекомендовано обобщить практику рассмотрения материалов по фактам невыплаты зарплаты в следственных подразделениях.
         В результате установлено, что при их рассмотрении проверочные мероприятия следователями зачастую своевременно не проводятся, допускаются факты волокиты и неоднократного принятия необоснованных процессуальных решений.
         Так, при попустительстве руководителя следственного отдела по Металлургическому району города Челябинска Гупенко его подчиненными пять раз незаконно отказывалось в возбуждении дела по сообщению о невыплате зарплаты работникам предприятия «РосТентКомплект».
         В Надымском следственном отделе Ямало-Ненецкого автономного округа следователем Клыковым, при явных признаках преступления, вынесено незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении директора предприятия «Надымстройрегион» Веселовского, уже имеющего судимость по ст.145-1, который вновь на протяжении 4 месяцев не выплачивал сотрудникам заработанные ими деньги.
          Примеры подобного рода я мог бы продолжить.
         По требованию прокурора по всем указанным фактам возбуждены и расследуются уголовные дела, а по 29 материалам необоснованные постановления об отказе в возбуждении дел отменены.
         За нарушения в данной сфере привлечены к ответственности 26 должностных лиц Следственного комитета, 5 из них — к дисциплинарной.
         В связи с наличием указанных нарушений, прокурорами приняты дополнительные меры для повышения эффективности межведомственного взаимодействия и наведения порядка в указанной сфере. Прокурором Ямало-Ненецкого автономного округа проведена совместная с окружным следственным управлением коллегия. В прокуратурах Свердловской, Челябинской и Курганской областей проведены специальные оперативные совещания с участием руководителей соответствующих областных следственных управлений, по результатам которых изданы совместные указания. Аналогичные меры приняты в прокуратурах Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа.
         Сегодня на совещании присутствуют руководители всех названных мною инспекций и служб. Я полагаю, что им нужно детально, и самое главное, самокритично, проанализировать результаты своей деятельности и оценить полноту и эффективность принимаемых мер. В свою очередь прокурорам необходимо повысить уровень надзора и требовательность к должностным лицам указанных органов контроля, обеспечив неукоснительное исполнение ими своих полномочий в установленных сферах деятельности. Руководителей всех этих структур я предупреждаю, что в случае непринятия конкретных мер по исправлению ситуации мною будет поставлен вопрос о их персональной ответственности.
         В завершении своего выступления докладываю, что у прокуроров Уральского федерального округа есть четкое понимание того, что обстановка в стране не даёт нам морального права на завышенные самооценки проделанной работы.
         Вместе с тем, считаю, что выстроенная нами комплексная система взаимодействия с органами государственной власти по защите трудовых и социальных прав граждан, позволит реализовать дополнительные меры по повышению эффективности и результативности выполнения поставленных руководством страны и Вами задач в условиях экономического кризиса. Резервы для этого у нас есть, сегодняшнее совещание с Вашим участием придаст дополнительный импульс нашей совместной деятельности.