Анализ состояния законности при учете, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях в Уральском федеральном округе.

         На основании п.3.2 Положения об управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, утвержденного Генеральным прокурором Российской Федерации 28.01.2010, предусматривающего проведение управлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах обобщения данных о состоянии законности и правопорядка на территории федеральных округов, отделом по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью (далее - отдел) проанализированы итоги работы прокуратур субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, по обеспечению законности при учете, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях в Уральском федеральном округе за 1 квартал 2010 года.
         В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации №140-07 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях» повышенное внимание управления Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе уделяется осуществлению надзора за исполнением законодательства при рассмотрении сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях. 
         Во исполнение поручений Генерального прокурора Российской Федерации Чайки Ю.Я., решением коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04-05 марта 2010 в управлении постоянно анализируется выполнение требований приказов Генерального прокурора Российской Федерации №136-07 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»,  №140-07 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях», а также совместного приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России №80/725-06 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях», повышенное внимание уделяется осуществлению надзора за исполнением законодательства при рассмотрении сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях. 
         Проведенный анализ показал, что по итогам 9 месяцев 2009 года число зарегистрированных преступлений в Уральском федеральном округе сократилось на 7,2% (71 831 преступление), в том числе в Свердловской области – на 13,7%, в Курганской области – на 12,3%, в Ханты-Мансийском автономном округе – на 9,8%, в Ямало-Ненецком автономном округе - на 7,1%. В Челябинской области количество зафиксированных статистикой преступлений осталось практически на уровне прошлого года (+0,1%).
         В текущем году в федеральном округе на 10,5% сократилось число совершенных убийств, в том числе в Тюменской области - на 36,5%, а также преступлений, предусмотренных ст.111 ч.4 УК РФ - на 4%.  Количество зарегистрированных в отчетном периоде в округе краж снизилось на 8,9%, грабежей – на 28,5%, разбоев – на 31,6%, хулиганств - на 28,5%.  
         Проведенное обобщение позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на то, что прокурорами территорий, в отчетном периоде принимались меры профилактического и упреждающего характера, предусмотренные п.п. 4.3, 4.5 Приказа №80/725-06, работа правоохранительных органов в этом направлении до настоящего времени не приобрела системного характера. 
         Количество выявленных нарушений законов в сфере уголовно-правовой регистрации свидетельствует о необходимости совершенствования прокурорского надзора, в том числе в условиях изменившегося уголовно-правового законодательства. 
         Несмотря на меры, принимаемые прокурорами, в территориях не удалось полностью искоренить практику неоднократного вынесения незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. 
         Так, по факту невыплаты заработной платы работнику предприятия ООО «Аура» следователями Лабытнангского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу 10 раз принимались незаконные процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела без проведения надлежащей доследственной проверки. В адрес руководителя вышеназванного следственного управления прокуратурой округа внесено представление, по результатам которого руководителю Лабытнангского межрайонного следственного отдела объявлен строгий выговор.
         На территории Челябинской области по заявлению жительницы региона по факту высказывания в ее адрес угроз убийством ОВД по Кунашакскому муниципальному району трижды выносились незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. По представлению районного прокурора начальник МОБ территориального ОВД привлечён к дисциплинарной ответственности. 
         В связи с изложенным, прокурорам необходимо выработать комплекс дополнительных мер по усилению надзора за законностью и обоснованностью решений, принимаемых органами следствия и дознания.  
         В ряде случаев многократная отмена руководителями следственных органов незаконных решений следователей используется, как повод непредставления материалов прокурору. Этим создаются препятствия к осуществлению прокурорами надзорных функций, однако принимаемые ими меры по пресечению таких явлений не всегда эффективны. 
         Так, ОВД по Нижневартовскому району Ханты-Манскийского автономного округа 6 раз выносились незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту незаконной рубки деревьев работниками ООО «Квантум-Ойл» в Излучинском лесничестве и только 09.03.2010 возбуждено уголовное дело по п. «г» ч.2 ст. 260 УК Российской Федерации. По факту допущенной волокиты районной прокуратурой начальнику территориального органа внутренних дел внесено представление, которое до настоящего времени не рассмотрено. 
         Указанные недостатки имеются практически во всех территориях Уральского федерального округа и во многом связаны с просчетами в организации ведомственного контроля, низкой квалификацией сотрудников органов внутренних дел и ненадлежащим исполнением ими служебных обязанностей. В связи с этим, прокуроры принципиально реагировали на указанные недостатки, и, используя предоставленные законом полномочия, отменяли незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, либо в соответствии с п.6 ст.148 УПК РФ требовали их отмены соответствующими руководителями следственных органов.
         С учетом того, что статистика фиксирует сокращение числа преступлений, особое внимание было обращено на ее достоверность и соответствие данных регистрации реальному положению дел.
         Как показало проведенное обобщение, несмотря на принимаемые прокурорами меры, в сфере учета и регистрации преступлений допускаются серьезные нарушения законов.
         В ходе прокурорских проверок за 1 квартал текущего года были выявлены и дополнительно поставлены на учет 4573 преступления (+3,8%), которые своевременно не получили должной регистрации и расследования в органах правоохраны. Особую озабоченность вызывает увеличение количества фактов сокрытия от учета перевозки и сбыта поддельных денег (+79,3%), разбоев (+55,6%), причинений тяжкого вреда здоровью (+18,3%).  
         Наиболее распространенной формой укрытия криминальных деяний является вынесение незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. В отчетном периоде органами прокуратуры восстановлено на учете 4124 преступления, не получившие в результате принятия таких процессуальных решений своевременной уголовно-правовой оценки (+4,2%). В прокуратурах Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа отменено на 84,7% и 22,6% таких решений больше, чем за аналогичный период прошлого года. 
         18.02.2010 в Курганской области отделом дознания Кетовского района вынесено незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту открытого хищения сотового телефона местного жителя 31.03.2010 данное незаконное решение отменено. 
         26.02.2010 прокуратурой Увельского муниципального района Челябинской области внесено требование об отмене незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного УУМ районного ОВД по факту причинения телесных повреждений жительнице района. По результатам его рассмотрения незаконное решение отменено и 10.02.2010 возбуждено уголовное дело по п. «а» ч. 2 ст. 115 УК Российской Федерации. Начальнику отдела участковых уполномоченных милиции районного ОВД и участковому уполномоченному объявлены выговоры. 
         В текущем году прокурорам территорий необходимо продолжить работу на данном направлении, выработать комплекс дополнительных мер по усилению прокурорского надзора в указанной сфере, а также принять меры к обеспечению законности при вынесении процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовных дел, принимаемых органами дознания и предварительного следствия. Особого внимания требуют вопросы повышения эффективности мер прокурорского реагирования при учете, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. 
         Всего по фактам этих беззаконий привлечено к дисциплинарной ответственности 913 должностных лиц органов внутренних дел (+6,7%), из них 151 руководитель подразделений. Вместе с тем, в отдельных территориях работа в данном направлении нуждается в совершенствовании. 
         В текущем году прокурорам всех территорий Уральского федерального округа необходимо принять дополнительные меры по повышению эффективности надзорной деятельности, оперативно реагировать на каждое выявленное нарушение закона, добиваясь их полного устранения и привлечения виновных должностных лиц, в том числе руководителей, не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях, к установленной ответственности.
         В 2009 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации подготовлено и направлено информационное письмо с разъяснением практики осуществления надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия и обозначены имеющиеся проблемы в его организации. Особое внимание обращено на недостатки в этой работе в ряде прокуратур субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ. Заместителем Генерального прокурора Российской Федерации в адрес прокуроров субъектов округа направлена специальная информация для организации устранения недостатков и принятии дополнительных мер по обеспечению законности и эффективности прокурорского надзора.
         В результате реализации принятых решений и дополнительных мер по повышению эффективности указанной работы, в отчетном периоде по фактам наиболее грубых нарушений закона в сфере регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях в Уральском федеральном округе возбуждено 7 уголовных дел (+2,3 раза).
         09.03.2010 следственным отделом по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Свердловской области в отношении помощника оперативного дежурного районного УВД возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 285, ч. 2 ст.290 УК Российской Федерации, который 22.02.2010 с целью укрытия от учета и регистрации преступления за денежное вознаграждение в размере 30 тыс. рублей уничтожил материал проверки по факту кражи в магазине «Ашан».
         08.02.2010 следственным отделом по г. Миассу следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Челябинской области возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 285 УК Российской Федерации в отношении оперативного дежурного городского УВД, который укрыл от регистрации сообщение о хищении имущества. 19.02.2010 уголовное дело по обвинению милиционера направлено в городской суд для рассмотрения по существу. 
         Изменения, внесенные Федеральным законом от 08.04.2008 №43-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации, предоставляют прокурорам дополнительные возможности применения уголовно-правовых мер ответственности должностных лиц органов правоохраны, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
         В связи с изложенным, в текущем году прокурорами территорий будут приняты дополнительные меры по повышению эффективности надзора в указанной сфере, при этом особое внимание будет обращено на повышение результативности актов прокурорского реагирования.