Анализ состояния законности и практики прокурорского надзора в сфере обеспечения занятости населения, борьбы с безработицей и использования средств федерального бюджета, выделенных на указанные цели.

         Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе обобщено и проанализировано состояние законности, а также практика прокурорского надзора в сфере реализации в субъектах Федерации округа дополнительных мероприятий по содействию занятости населения, а также целевого использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на указанные цели.
         Установлено, что должностными лицами подразделений служб занятости населения, которым отведена особая роль в преодолении и минимизации последствий финансового кризиса, прежде всего в части обуздания роста безработицы, допускались серьезные нарушения бюджетного законодательства, в том числе связанные с расходованием денежных средств, выделенных на стабилизацию ситуации на рынке труда. 
         В Свердловской области в деятельности ряда центров занятости на местах установлены случаи несоблюдения предусмотренного законом порядка расходования средств при организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки безработных граждан и лиц, находящихся под угрозой увольнения. В результате этого общественные работы зачастую осуществлялись в организациях, не включенных в региональную программу поддержки занятости населения, договоры на оказание общественных работ заключались с учреждениями, проходящими процедуру банкротства, а компенсации предприятиям выплачивались без предоставления ими актов выполненных работ. 
         По данным фактам 27.01.2010 прокуратурой области в адрес руководителя регионального Департамента государственной службы занятости населения Кривеля В.Н. внесено представление, по результатам рассмотрения которого директора Березовского, Карпинского, Первоуральского, Сухоложского, Невьянского и Новоуральского центров занятости и другие виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, а выявленные нарушения законности устранены. 
         В апреле текущего года в Челябинской области в деятельности центра занятости населения г. Чебаркуля прокурорской проверкой выявлены факты заключения с предприятиями договоров на получение субсидии без истребования документов, свидетельствующих о введении в организации режима неполной занятости или проводимых организационных мероприятиях. В отдельных случаях необоснованно затягивались сроки перечисления сумм субсидий непосредственным получателям. Не был обеспечен должный контроль за достоверностью документов, предоставляемых гражданами, претендующими на получение субсидии на организацию предпринимательской деятельности. 
         По данным фактам 14.04.2010 прокурором в адрес начальника Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области внесено представление, в котором потребовано незамедлительно разобраться в сложившейся ситуации и принять меры к недопущению подобного впредь. За ходом рассмотрения данного акта реагирования установлен контроль. 
         В этом же субъекте Федерации округа прокурорами в целях недопущения фактов заключения договоров на предоставление субсидии без истребования у предприятий сведений об отсутствии задолженности по налогам и сборам, а также при наличии у них задолженности по уплате налоговых платежей, руководителям городских Центров занятости населения Южноуральска и  Еманжелинска, в деятельности которых ранее имели место указанные нарушения, объявлены официальные предостережения. 
         В Курганской области установлено, что в договорах, заключенных областным Центром занятости с организациями ТСЖ «Наш дом», СПК «Продрегион», ООО «УО Гарант», ООО «Орион», вопреки требованиям закона отсутствовали условия о предоставлении работодателями табелей учета рабочего времени, а также не были определены периоды проведения и объемы работ. Кроме того, проверкой выявлены факты заключения Центром занятости ряда договоров на организацию общественных работ с предприятиями, не представившими на момент заключения договора справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.
         В целях устранения этих и других вскрытых нарушений законности 08.04.2010 прокурором директору указанного центра занятости внесено представление с требованием привлечь виновных лиц к ответственности, которое находится на рассмотрении. 
         Прокурорскими проверками установлено, что в отдельных случаях должностными лицами служб занятости населения совершались преступные деяния коррупционной направленности. 
         В Свердловской области 03.03.2010 в получении взятки в размере 30 тыс. рублей за оказание помощи безработному в незаконном получении по фиктивным документам пособия для организации предпринимательской деятельности, изобличен и взят под стражу директор Новоуральского центра занятости. 
         В Челябинской области в центре занятости населения г. Магнитогорска вскрыты факты систематических хищений бюджетных средств, выделяемых на выплату пособий по безработице. Установлено, что ведущий инспектор по трудоустройству этого центра оформляла на подставных лиц документы о признании их безработными, а начисленные суммы пособий по безработице присваивала. По указанным фактам возбуждено многоэпизодное уголовное дело по ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество), ход расследования которого взят прокуратурой на контроль. 
         Нарушения законности, допущенные в деятельности отдельных центров занятости, в ряде случаев создавали предпосылки для хищений руководителями коммерческих предприятий средств, выделенных из бюджета для поддержки ситуации на рынке труда. 
         В Свердловской области прокурорская проверка показала, что ООО «Частное охранное предприятие «Добрыня» в Центр занятости г. Лесного представлены недостоверные данные о проведении общественных работ на предприятии, в результате чего им незаконно получены бюджетные средства в сумме 144,6 тыс. рублей. По данному факту 09.02.2010 возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 159 УК Российской Федерации, денежные средства возвращены в бюджет.  
         В Челябинской области установлено, что Учебный центр «Высотник-ПРО», получив государственную субсидию в размере 372 тыс. рублей за оказанные услуги по опережающему профессиональному обучению  работников ОАО «Потанинский завод строительных материалов «Полистром» г. Копейска, фактически обучение сотрудников данного предприятия не проводил. В связи с этим, 17.02.2010  в отношении его директора возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, проводится следствие.  
         В Ямало-Ненецком автономном округе генеральный директор ООО «ОКА» изготовила и представила в Центр занятости г. Надыма фиктивные документы, подтверждающие выполнение договора об организации общественных работ, временного трудоустройства безработных лиц и граждан, ищущих работу. В результате данным предприятием в качестве компенсации из федерального бюджета были незаконно получены 50,2 тыс. рублей. По материалам прокурорской проверки 18.02.2010 в отношении указанного директора возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК Российской Федерации.
         В Тюменской области расследуется возбужденное в марте текущего года уголовное дело по факту предоставления директором ООО «Флагман» в центр занятости Викуловского района недостоверных сведений о работниках, трудоустроенных на предприятие на общественные работы, и незаконном получении в связи с этим субсидии в размере 52,5 тыс. рублей.    
         Кроме того, по ряду вскрытых прокурорами правонарушений организовано проведение доследственных проверок. 
         В Свердловской области установлено, что НОУ «Учебный центр Уралмашзавода» в Екатеринбургский центр занятости представлены недостоверные документы о проведении в полном объеме  переобучения работников указанного завода по программе «Работа с графической системой  AutoCAD». В связи с этим, прокурором все материалы по данным фактам направлены в порядке ч.2 ст. 37 УПК Российской Федерации в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
         В этом же субъекте Федерации округа в декабре прошлого года ОАО «НПК «Уралвагонзавод» по договору с региональным Департаментом государственной службы занятости населения получены бюджетные денежные средства в виде субсидии в размере 4,8 млн. рублей на возмещение затрат по опережающему профессиональному обучению работников предприятия в случае угрозы массового увольнения. Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что из названной суммы только 2,5 млн. рублей были потрачены на указанные цели, а остальная часть израсходована на иные нужды. 
         В связи с этим, прокурором материалы по данным фактам переданы в следственные органы, а также 09.04.2010 в адрес генерального директора завода внесено представление об устранении нарушений закона, принятии мер к недопущению подобного впредь и наказании виновных лиц. Необоснованно потраченные денежные средства возвращены предприятием в полном объеме.  
         В Тюменской области прокурором в следственные органы Бердюжского района также направлены материалы проверки о нецелевом использовании индивидуальным предпринимателем бюджетных денежных средств в размере 17,4 тыс. рублей, полученных в виде субсидии по договору на проведение мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест. 
         Всего же только за последние полгода прокурорскими проверками в сфере соблюдения законодательства о занятости населения выявлено свыше 300 нарушений закона, с целью их устранения внесено 157 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 145 виновных лиц. Кроме того, по итогам прокурорских проверок принесено 43 протеста, объявлено 75 официальных предостережений и возбуждено 6 уголовных дел.  
         С учетом серьезности выявленных нарушений законности, управлением Генпрокуратуры в УрФО выработан комплекс дополнительных мер, направленных на укрепление законности на рынке труда, защиту государственных интересов и отстаивание законных прав граждан, нуждающихся в особой социальной защите, а также предотвращение и пресечение нецелевого использования и хищения бюджетных средств, выделенных государством на проведение социальной реабилитации граждан, потерявших рабочие места в период экономического кризиса.