Анализ состоянии законности в сфере установления тарифов на электрическую и тепловую энергию, иные услуги организаций жилищно-коммунального комплекса.

         Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе (далее - управление) проведено обобщение результатов проведенных проверок исполнения законодательства, регулирующего установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса.
         В условиях преодоления последствий финансового кризиса, напряженной экономической обстановки на предприятиях всех отраслей промышленности, вызванной уменьшением спроса на их продукцию и неплатежами контрагентов, ростом безработицы и снижением реальных доходов населения, особую остроту в Уральском федеральном округе приобрели проблемы обеспечения бесперебойных поставок теплоэнергоносителей в жилые дома и на объекты социальной сферы,  предоставления гражданам иных коммунальных услуг, а также соблюдения требований законодательства при установлении на них тарифов. Указанные обстоятельства потребовали от управления и прокуроров на местах существенной активизации работы на данном  участке. 
         Эти вопросы были рассмотрены в декабре прошлого года на специальном координационном совещании руководителей  правоохранительных органов округа, где выработан дополнительный комплекс организационных и практических мер, направленных на недопущение нарушений законных прав и интересов граждан в сфере ЖКХ. Кроме того, прокурорами на особый контроль был взят вопрос готовности котельных всех видов собственности, которые отапливают жилой фонд и объекты социальной сферы, расположенные на территории округа. В результате все энергоустановки, обеспечивающие теплом население, получили паспорта технической готовности и были своевременно введены в эксплуатацию.         
         Реализация этих и других совместных с органами власти и местного самоуправления мер в текущем году позволила предотвратить  срывы  начала отопительного сезона и не допустить обвального роста цен на теплоэнергоресурсы. 
         Как показали прокурорские проверки, в текущим году во всех субъектах Российской Федерации округа тарифы на электрическую и  тепловую энергию определены органами исполнительной власти в рамках установленных приказами Федеральной службы по тарифам России предельных уровней. 
         Проведенный управлением анализ свидетельствует о том, что в целом состояние законности в рассматриваемой сфере правоотношений в округе остается сложным. Об этом свидетельствует то, что  поскольку прокурорскими проверками выявлялись факты принятия на местах незаконных правовых актов, а также  нарушений прав и интересов граждан, которые допускались как со стороны должностных лиц органов власти, так и руководителей энергоснабжающих и управляющих  компаний.  
         Проведенной в апреле текущего года управлением плановой проверкой в прокуратуре Челябинской области установлено, что отдельные  положения  областного закона от 22.02.2007 №103-ЗО «О возмещении расходов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках» незаконно позволяли муниципалитетам производить расчет подлежащих возмещению расходов по отоплению занимаемых педагогами жилых помещений, исходя не из фактически понесенных ими затрат, а из норм твердого топлива, установленных органами местного самоуправления. Эти положения напрямую противоречили требованиям пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с которым  педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках, которое является государственной мерой социальной поддержки. При этом действующее законодательство не ограничивает указанное право педагогических работников какими-либо условиями.  
         В той же территории областным законом от 28.01.2010 № 538-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках» были незаконно ограничены и гарантированные федеральным законодательством права работников физкультурно-спортивных организаций, работающих в областных государственных и муниципальных учреждениях и проживающих в сельских населенных пунктах, на получение меры социальной поддержки в виде освобождения от платы за жилье, отопление и освещение, которая предоставлялась им лишь в пределах, установленных на региональном уровне нормы площади жилья (18 кв.м.), нормативов потребления тепловой энергии, природного газа, электрической энергии (с применением коэффициента - 0,5), норм твердого топлива  для продажи населению.
         По протестам заместителя Генерального прокурора Российской Федерации областной Думой в мае текущего года в эти законы внесены необходимые корректировки. В результате гарантированные федеральным законодательством права социально незащищенных категорий граждан на получение в полном объеме государственной поддержки в виде компенсации затрат по оплате тепло-энергоресурсов и других услуг ЖКХ были восстановлены.
  При проверке законности нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации округа прокурорами выявлены коррупциогенные факторы.  
         Так, «Положением о комиссии департамента по рассмотрению дел об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденным  приказом директора департамента тарифного регулирования Тюменской области от 24.09.2010 №136/01-05-ос, этому коллегиальному органу  предоставлялись дополнительные полномочия, не связанные с основной деятельностью, отсутствовал срок для подготовки протокола заседания и механизм принятия решения. Реализация этих и  еще ряда других дефектных норм создавала условия для  возможных коррупционных проявлений со стороны входящих в состав названной комиссии должностных лиц. 
         По  требованию прокурора области об изменении правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов приказом директора департамента в положение внесены необходимые изменения. 
         Вместе с тем, в ходе прокурорских проверок в деятельности органов тарифного регулирования, которые специально созданы в регионах для обеспечении режима законности в области ценообразования на тепло, электричество, иные услуги ЖКХ, выявлялись нарушения требований законодательства о порядке рассмотрения заявлений генерирующих компаний  об установлении  для них тарифов, проведения экспертизы экономической обоснованности внесенных  предложений.  
         В Свердловской области прокуратурой при изучении тарифных дел установлены факты нарушений должностными лицами РЭК  пункта 18 Приказа ФСТ России от 08.04.2005 №130-э «Об утверждении регламента рассмотрения дел об установлении тарифов», выразившихся в отсутствии отметок о времени поступления заявлений об установлении тарифов, принятии  на рассмотрение заявлений, не заверенных официальной печатью юридического лица. 
         В том же органе нередко нарушался установленный  указанным приказом ФСТ России месячный срок проведения экспертиз представлен-ных заявителями документов.  С целью устранения этих и других вскрытых проверкой нарушений и недостатков руководителю областной РЭК прокуратурой  области 25.11.2010 внесено  представление, которое находится на рассмотрении.          
         Аналогичные нарушения вскрыты прокуратурой в деятельности департамента тарифного регулирования Тюменской области, руководителю которого прокурором этого субъекта Федерации также 24.11.2010 также  внесено представление (на рассмотрении).  
         Несмотря на значительный объем проведенной органами тарифного регулирования работы в отдельных территориях федерального округа принятые ими меры не достаточны для обеспечения режима законности в сфере государственного регулирования цен на тепло-энергоресурсы. 
         Так, в департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области не обеспечен должный контроль за применением регулируемых цен организациями, осуществляющими услуги по передаче электрической энергии. Из 22-х имеющихся в этом субъекте сетевых компаний в 2008 году инспекторами проверено лишь 6, в 2009 г. - 7, а в текущем году подобные проверки не планировались и не проводились.
         Кроме того, вскрытые прокуратурой упущения в организации контрольной работы со стороны департамента явились одной из причин совершения мошеннических действий недобросовестными руководителями  предприятия - поставщика тепла. В августе текущего года по инициативе прокуратуры сотрудниками областных УФСБ и УБЭП УВД проведена проверка деятельности ООО «Стройсервис». В результате установлено, что руководством компании умышленно представлена в департамент техническая документация для расчета тарифа на теплоэнергию на 2010 год, содержащая недостоверные сведения о протяженности имеющихся на балансе тепловых сетей и о количестве теплопунктов. Без проведения обязательной в таких случаях проверки этих документов департаментом предприятию был установлен необоснованно завышенный тариф, причиненный от применения которого ущерб потребителям превысил 650 тыс. руб. По данному факту следственными органами возбуждено и под контролем прокуратуры расследуется  уголовное дело по  ч. 3 ст. 159 УК Российской Федерации.
         С целью устранения этих нарушений в организации контрольной работы департамента прокурором области в адрес его руководителя 22.11.2010  внесено представление, которое находится на рассмотрении. 
         Установлено, что отдельными органами тарифного регулирования в Уральском федеральном округе  требования статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части осуществления  контроля за деятельностью крупных региональных поставщиков не исполняются.
         Такие факты выявлены в Ханты-Мансийском автономном округе, где бездеятельность должностных лиц региональной службы по тарифам привела к тому, что ОАО «ЮТЭК», которое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии» было обязано в срок не позднее 01.01.2010  получить в региональном тарифном органе право на участие в торговле электрической энергией на оптовом рынке, эти требования законодательства  до настоящего времени не исполнило. В результате акционерное общество продолжает незаконно  приобретать необходимые ему объемы электрической энергии для своих конечных потребителей на  рынке.  
         Данные обстоятельства требуют принятия тарифным органом субъекта Федерации  мер по лишению названной компании статуса гарантирующего поставщика, чего руководством региональной службы по тарифам автономного округа не сделано до сих пор.  
         По указанному факту 24.11.2010 прокурором автономного округа первому заместителю Губернатора внесено представление, в котором поставлен вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц органа тарифного регулирования (на рассмотрении). 
         Нарушения при осуществлении региональными тарифными службами функций государственного контроля за деятельностью гарантирующих поставщиков электроэнергии также выявлялись прокурорами в Свердловской и Тюменской областях, для их устранения приняты необходимые меры реагирования. 
         В ходе проверки прокурорами на местах установлены неединичные факты нарушения должностными лицами  органов тарифного регулирования требований  Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях.
         В департаменте по тарифам Курганской области и Региональной энергетической комиссии Свердловской области  сложилась недопустимая практика принятия необоснованных решений об освобождении юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о тарифах, от установленной законом административной ответственности в связи с малозначительностью при отсутствии для этого оснований. 
         В Ямало-Ненецком автономном округе сотрудники службы по тарифам в результате ненадлежащего осуществления контроля за соблюдением сроков предоставления отчетности, на основании непроверенных сведений готовили руководству  докладные  записки о неисполнении этих требований рядом организаций, осуществляющих поставку электроэнергии. В результате чего только в апреле текущего года службой, при отсутствии события административного правонарушения, вопреки требованиям статей 1.6, 2.1, ч.1 ст.28.1 КоАП Российской Федерации незаконно возбуждено 44 дела по ч. 1 ст. 19.7.1 этого Кодекса (непредоставление сведений в орган тарифного регулирования) в отношении ООО «Прогресс», ОАО «Уренгойгорэлектросеть», ОАО «Передвижная энергетика», ООО «Газпром добыча Надым», МП ЖКХ «Ямал» и др. Все они  в последствии были прекращены. А  всего в связи с отсутствием события и  состава административного правонарушения в истекшем периоде 2010 года службой по тарифам автономного округа прекращено 60 дел из 66 возбужденных ( 91%), в 2009 году – 19 из 25 (76%).
         По этим и другим выявленным фактам нарушения законодательства при возбуждении и рассмотрении административных материалов прокурорами поставлены вопросы об ответственности виновных в них  руководителей подразделений и сотрудников названных органов тарифного регулирования. Сроки рассмотрения и полнота принимаемых мер по внесенным актам реагирования  взяты на контроль. 
         Таким образом, проведенные на местах прокурорские проверки   показали, что в целом органами тарифного регулирования субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, проводится работа по обеспечению соблюдения участниками регулируемого  рынка требований закона, в части установления тарифов на энергоресурсы.  Вместе с тем, в их деятельности прокурорами вскрыты отдельные серьезные нарушения, выразившиеся в незаконном установлении льгот для некоторых категорий потребителей (Свердловская область), превышении установлен-ных на федеральном уровне предельных надбавок (Челябинская область), игнорировании требований КоАП Российской Федерации при привлечении к ответственности должностных и юридических лиц (Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская и Курганская области), отсутствии должного контроля за деятельностью организаций, находящихся в их зоне ответственности (Курганская область).
         В связи с серьезностью задач по недопущению перебоев в теплоснабжении прокурорами особое внимание уделялось надзору за своевременностью и полнотой проведения органами местного самоуправления и организациями жилищно-коммунального комплекса подготовительных мероприятий к началу отопительного сезона.  
         Так, в Свердловской области прокуратурой установлено, что администрация городского округа «ЗАТО Свободный» не принимала мер для своевременного начала отопительного сезона и безаварийной эксплуатации коммунальных объектов в осенне-зимний период, опрессовка коммунальных сетей своевременно проведена не была, достаточного количества топлива, необходимого для бесперебойной работы котельных, не завезено. 31.08.2010 прокурором главе администрации городского округа, а также директору МУП «ЖКХ Кедр» объявлены предостережения. После чего  необходимые работы были произведены, а жилые дома и социальные учреждения подключены к теплу. 
         В том же субъекте Федерации руководство ООО «ТЭЦ», имеющее на балансе котельную, снабжающую энергоресурсами население города Артемовского, не обеспечило необходимого резервного запаса топлива. Для устранения этих нарушений, которые создавали реальную угрозу здоровью граждан в зимнее время, в целях защиты их прав прокурором в суд направлено исковое заявление о возложении на энергоснабжающую организацию обязанности обеспечить формирование стодневного запаса топлива. Решением суда от 10.09.2010 исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Только после этого необходимый резерв топлива был сформирован.
         В Челябинской области прокурором Нязепетровского района 14.09.2010 в адрес главы муниципального района внесено представление с требованием незамедлительного принятия решения о начале отопительного сезона, поскольку среднесуточная температура в течение 5 дней подряд держалась на уровне 4 градусов выше ноля. Представление прокурора рассмотрено и удовлетворено, а виновные в бездействии должностные лица муниципального образования привлечены к дисциплинарной ответственности.
          Прокурором в адрес главы администрации Уйского района той же  области внесено представление об устранении нарушений закона при организации снабжения населения и муниципальных учреждений топливно-энергетическими ресурсами и подготовке наружных сетей к работе в осенне-зимний период. Представление рассмотрено и удовлетворено, приняты меры к заключению необходимых договоров с подрядными организациями, а заместитель главы района и председатель комитета по управлению муниципальным имуществом привлечены к дисциплинарной ответствен-ности. 
         В Курганской области в Шатровском районе должностными лицами администраций Дальнекубасовского, Ожогинского, Мехонского и Терсюкского сельсоветов также не были проведены мероприятия по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в зимний период, не определена потребность в денежных средствах, необходимых на эти цели, материалах и оборудовании. Только после вмешательства прокурора главы сельских администраций приняли меры к устранению выявленных нарушений, а семи ответственным должностным лицам объявлены взыскания. 
         Прокурором города Кургана генеральному директору МУП «Курганводоканал» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, выразившихся в невыполнении в полном объеме гидравлических испытаний магистральных теплосетей, текущего ремонта теплотрасс и восстановления благоустройства  после проведения земляных работ. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования все работы произведены, виновные лица привлечены к ответственности.
          Проведенный анализ показал, что органами местного самоуправления в округе повсеместно допускались факты незаконного установления тарифов с нарушением порядка введения их в действие.  
         В  апреле 2010 года в ходе плановой проверки прокуратуры Челябинской области комиссией управления выявлено 12 незаконных нормативных правовых актов, принятых Главой администрации Сосновского района в конце января текущего года, согласно которым  тарифы на отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение незаконно устанавливались с 01.01.2010, а  не как того требует Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», через календарный месяц после их вступления в силу, то есть с 01.03.2010.  Эти грубые нарушения имущественных прав жителей сельских поселений оставались без внимания и правовой оценки со стороны прокурора района, что потребовало  внесения   заместителем Генерального прокурора России актов прокурорского реагирования, которые были удовлетворены, а гражданам произведен перерасчет необоснованно начисленных платежей за коммунальные услуги. По итогам проверки за эти и другие серьезные упущения в организации работы прокурор района предупрежден о неполном служебном соответствии. Аналогичные нарушения порядка установления тарифов вскрыты и пресечены  в большинстве субъектов Федерации округа. 
         Так, в Тюменской области администрацией Омутинского муниципального района 28.05.2010 принято постановление, которым утверждены тарифы на содержание жилищного фонда и коммунальные услуги на 2010 год. При этом, в нарушение требований  статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» действие данного постановления было распространено на период с 01.01.2010. По требованию прокурора данные нарушения законодательства, ущемляющие права граждан, устранены. 
         На  контроле прокуроров находятся вопросы соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства о порядке разработки, утверждения и реализации инвестиционных и иных программ организаций коммунального комплекса, которые в ряде случаев ими не исполнялись.  
         В Свердловской области постановлением Думы Невьянского городского округа была утверждена инвестиционная программа «Развитие системы теплоснабжения городского округа на 2009-2013 годы», для реализации которой установлена надбавка для потребителей. Правовая проработка программы показала, что в нее были необоснованно включены мероприятия, не предусмотренные техническим заданием. В результате чего конечная стоимость предполагаемых  работ  была увеличена более чем на 10 млн. руб., что привело к установлению надбавки для потребителей в завышенном размере. По протесту прокурора  незаконный акт отменен. 
         В Курганской области  вопреки требованиям статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» отдельными органами местного самоуправления до вмешательства прокуроров  не были  разработаны и утверждены комплексные программы развития систем коммунальной инфраструктуры и тарифы на подключение к таким системам. 
         По данным фактам прокурорами главам шести муниципальных образований внесены представления, по результатам рассмотрения виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, приняты меры к разработке и утверждению программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры. 
         В Тюменской области  инвестиционная программа Богандинского МУП «Коммунальщик» в нарушение той же статьи  Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ не была утверждена представительным органом Тюменского района. По представлению прокурора эти нарушения закона устранены, а виновный в них сотрудник администрации привлечен к дисциплинарной ответственности. 
         Как  показали прокурорские проверки, деятельность организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в том числе управляющих компаний, нередко сопровождается грубыми нарушениями законодательства, регулирующего вопросы начисления и взимания ими платы за поставляемые потребителям энергоресурсы. Проверками вскрывались неединичные факты применения  тарифов, не установленных уполномоченными на это органами.
         В Курганской области прокуратурой установлено, что ООО «Тоболэнерго-К» вопреки требованиям Жилищного кодекса Российской  Федерации потребителям была начислена плата за услуги по теплоснабжению исходя из средних  нормативов потребления тепловой энергии при наличии общедомовых приборов учета энергии. По результатам прокурором района в суд направлено 24 исковых заявления  о признании действий предприятия незаконными и возложении обязанности по перерасчету коммунальных платежей в интересах потребителей, все иски рассмотрены и удовлетворены. 
         В Тюменской области прокуратурой Упоровского района были выявлены нарушения порядка ценообразования в деятельности ООО «Теплоцентраль», которое на момент проверки являлось единственным  предприятием района, оказывающим услуги по  вывозу жидких бытовых отходов. В  нарушение Федерального закона «О защите конкуренции» при определении платы за водоотведение для населения, проживающего в  частных домах, ООО «Теплоцентраль» применяло тариф, более чем в два раза превышающий установленный постановлением местной Думы. Прокурором в отношении правонарушителя возбуждено дело  по статье 14.31 КоАП Российской Федерации (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке). Решением  Арбитражного  суда ООО «Теплоцентраль» привлечено к  ответственности с назначением  штрафа на сумму 19 тыс. рублей. 
         В Ханты-Мансийском автономном округе прокуратурой города Белоярского установлено, что тарифы на услуги горячего водоснабжения на текущий год для ОАО «ЮКЭК-Белоярский» органами местного самоуправления не установлены, а плата для потребителей незаконно  рассчитывается предприятием самостоятельно. По постановлению прокурора ОАО «ЮКЭК-Белоярский» подвергнуто наказанию в виде штрафа  в размере 100 тыс. руб.
         В ходе проведенных в округе прокурорских проверок  выявлены факты незаконных начислений обслуживающими организациями платы за жилищно-коммунальные услуги в неутвержденных размерах, а также услуги, не предусмотренные действующим законодательством.            
         В Свердловской области Сысертской межрайонной прокуратурой установлено, что МУП «АрамильЭнерго» начисление платы за присоединение к электрическим сетям, находящимся на балансе указанного предприятия, незаконно  осуществлялось путем сметно-финансового расчета, а не по тарифам, установленным областным органом тарифного регулирования.  Прокурором в отношении предприятия возбуждено дело по ч.2 ст. 14.6 КоАП Российской Федерации, по результатам рассмотрения которого оно оштрафовано на  40 тыс. рублей. 
         В текущем году в городе  Екатеринбурге и других населенных пунктах Свердловской области управляющими компаниями повсеместно допускались нарушения прав граждан, связанные с незаконным начислением им  платы за свет и тепло в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, несмотря на то, что данные затраты были уже включены в плату за  содержание жилья. Принятыми прокурорами мерами удалось добиться от руководства этих организаций системы ЖКХ корректировки тарифов и надлежащего перерасчета коммунальных платежей.  
         В том же областном центре проверкой  ТСЖ «Вилонова 16» установлено, что указанным товариществом в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг жильцам включены дополнительные суммы на оплату земельного налога. Кроме того, выявлен факт применения не утвержденного собственниками жилья тарифа на  капитальный ремонт.  В целях защиты прав граждан прокурором 22.10.2010 в суд направлено исковое заявление о признании незаконными указанных начислений и возложении на ТСЖ «Вилонова 16» обязанности провести соответствующие перерасчеты, которое находится на рассмотрении. 
         В городе Нижнем  Тагиле прокуратурой выявлены нарушения в деятельности ООО «СК Тагил» при начислении гражданам сумм оплаты жилищно-коммунальных услуг. В квитанции гражданам незаконно включалась оплата отопления полотенцесушителей. В связи с выявленными нарушениями прокурором 15.11.2010 в отношении директора общества возбуждены дела по статьям 14.7 (обман потребителей) и 14.8 (нарушение иных прав потребителей) КоАП Российской Федерации, которые направлены для рассмотрения в территориальный отдел Роспотребнадзора.
         В Челябинске руководством ООО ЖСК «Вперед» в квитанции жильцам обслуживаемых домов незаконно  включалась плата за выполнение банком операций по приему и перечислению платежей в пользу общества в размере 3 процентов от суммы платежа. На основании представления прокуратуры взимание данной платы было прекращено, а незаконно собранные денежные средства возвращены гражданам. 
         В городе Тюмени  руководство жилищного кооператива  «Заречный»  незаконно взимало с собственников помещений многоквартирного дома плату в размере 15 рублей с одного кв.м. принадлежащего им жилья для возмещения расходов на выполнение  ремонтных работ по утеплению торцевых стен жилого дома.  По результатам рассмотрения представления прокурора собственникам помещений многоквартирного дома выполнен перерасчет.
         Серьёзной проблемой в федеральном округе остается наличие  задолженности со стороны муниципальных образований и коммунальных организаций перед поставщиками энергоресурсов, которая на начало этого  года составляла  7,5   млрд. рублей, а на 15.11.2010 снизилась до 6,3  млрд. рублей. В Свердловской области ее размер составляет 5,2 млрд. рублей (или 82% от имеющейся), в Ямало-Ненецком автономном округе – 205 млн. рублей, в Ханты-Мансийском автономном округе – 345 млн. рублей, в Курганской области – 229,5 млн. рублей, в Челябинской области – 86,2 млн. рублей, в Тюменской области – 14 млн. рублей. Вместе с тем, прокурорскими проверками установлено, что отдельные руководители управляющих компаний ЖКХ, не только не предпринимали необходимых мер к погашению имеющихся у них долгов, но и с целью личного обогащения совершали хищения денежных средств, поступивших от граждан в счет оплаты коммунальных услуг.
         В декабре 2008 года эти нарушения законности были вскрыты управлением в деятельности управляющей компании ООО «УК «Чкаловская» (г.Екатеринбург), в текущем году ее руководитель предан суду.
         В январе этого года по материалам проверки, проведенной управлением, следственными органами возбуждено уголовное дело в отношении собственника ООО «УК ЖКХ «Темп» этого же областного центра  по ч. 2 ст. 159 УК Российской Федерации.
         Как установлено прокурорской проверкой, указанный собственник, формально состоящий в должности заместителя директора, а также его жена, отвечающая в ней за финансовые вопросы присваивали поступающие от населения денежные средства путем заключения фиктивных договоров аренды, установления себе денежных премий, фальсификации данных в табелях учета рабочего времени. 
         В настоящее время расследование по делу приостановлено за розыском подозреваемого, который,  пытаясь избежать ответственности за содеянное, скрывается от следствия. 
         В Челябинской области 08.07.2010 по собранным прокуратурой  материалам органами внутренних дел возбуждено и расследуется уголовное дело по  части 4 статьи 159 УК Российской Федерации  в отношении руководства  ООО «Троицкая управляющая компания», которое обманным путем похитило у жителей многоквартирных домов денежные средства в сумме более 9,6 млн. рублей, завысив стоимость поставленных энергоресурсов. Расследование дела продолжается под контролем прокуратуры.     
         В той же территории  14.01.2010 предана суду руководитель ООО «Ремонтно-эксплуатационная компания «Сфера», которая по договору, заключенному с муниципальным предприятием «Управляющая жилищно-коммунального хозяйства г.Снежинск», взяла на себя обязательство по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, после чего подписывала отчетные документы-акты и справки по техническому обслуживанию конструктивных элементов жилого фонда, содержащие сведения об осмотрах вентиляционных каналов, тогда как указанные работы выполнены были не в полном объеме. В результате  чего похитила свыше 476 тыс. рублей, поступивших от граждан в счет платы за коммунальные услуги.
          В Тюменской области  к 2 годам  лишения  свободы осужден  директор управляющей компании ОАО «Ирюм» Долгих Е.В., который  при наличии у предприятия значительной задолженности за поставку энергоресурсов неоднократно подписывал незаконные приказы о собствен-ном премировании. 
         В Ханты-Мансийском автономном округе расследуется уголовное дело в отношении руководителей управляющей организации ООО «Кедр»,  которые присвоили собранные с населения денежные средства в сумме более 1,5 млн. рублей.
         В городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа главный бухгалтер ТСЖ «Эдельвейс» Афонникова С.Ш. похитила средства собственников жилья в многоквартирном доме № 37 по ул. Ленина в сумме 600 тысяч рублей, предназначенные для перечисления поставщикам коммунальных услуг. 31.05.2010 приговором  горсуда она осуждена к 2 г. 6 мес. лишения свободы. 
         Всего согласно данным официальной статистики в текущем году по материалам прокурорских проверок в округе следственными  органами возбуждено 22 уголовных дела данной категории, ущерб гражданам и хозяйствующим субъектам  по которым превысил 150 млн. рублей.    
         Кроме того, за десять месяцев текущего года прокурорами округа выявлено 4792 нарушения законодательства в сфере ЖКХ, что на 3,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года (4615), для устранения которых принесено 224 протеста (2009г.–237;-5,4%), внесено 1612 представлений (2009г.–1534;+5%), объявлено 2177 официальных предостережений (2009г.–2044;+6,5%).
В результате принятых прокурорами мер реагирования 790 работников коммунальных предприятий и организаций наказаны в дисциплинарном порядке. По постановлениям прокуроров 614 юридических лиц и их руководителей привлечены к административной ответственности.
         Подробная информация о принятых мерах прокурорского реагирования в разрезе территорий  приведена в   прилагаемой к рапорту таблице.   
         С учетом серьезности вскрытых и пресеченных прокурорами в текущем году нарушений законодательства при обеспечении граждан теплом, электричеством, иными коммунальными услугами, при устано-влении на них тарифов, а также  нецелевом использовании поступающих от населения средств отдельными управляющими компаниями, результаты проведенного управлением обобщения рассмотрены на специальном оперативном совещании при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации Ю.М.Золотове. 
         По его итогам выработаны дополнительные меры по укреплению законности и защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, практическая реализация которых поручена прокурорам всех территорий федерального округа и взята управлением Генпрокуратуры в УрФО на особый контроль.