Анализ итогов надзорной деятельности органов прокуратуры УрФО по обеспечению законности и пресечению правонарушений в жилищно-коммунальной сфере в 1 полугодии 2011 года.

         В соответствии с приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации работа по надзору за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы тепло- и электроснабжения, является одним из приоритетных направлений в деятельности управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе (далее – управление) и прокуроров субъектов Федерации, входящих в округ. 
         С учетом особой социальной значимости этих вопросов, а также требования Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 17.03.2011 о проведении до конца текущего года проверок организаций ЖКХ, в тот же день в управлении под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Золотова Ю.М. проведено специальное Координационное совещание руководителей правоохранительных органов федерального округа, на котором выработан комплекс дополнительных надзорных мероприятий по укреплению режима законности, выявлению, пресечению и расследованию преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса. Кроме того, разработан и утвержден межведомственный план, содержащий перечень конкретных мер для органов правоохраны, направленных на декриминализацию сферы ЖКХ в текущем году. За ходом его исполнения установлен постоянный контроль.
         01.04.2011 указанная проблематика предметно обсуждена в управлении на специальном межведомственном совещании совместно с руководством Росфинмониторинга, где разработаны конкретные мероприятия по повышению эффективности межведомственного взаимодействия в сфере противодействия неправомерному использованию организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов. Протокол заседания направлен для использования в работе прокурорам субъектов Российской Федерации.
         Кроме того, во исполнение решения совместного совещания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства регионального развития России от 24.12.2010 управлением подготовлено и 27.06.2011 под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Золотова Ю.М. в режиме видеоконференцсвязи проведено специальное межведомственное совещание, на котором рассмотрены вопросы взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления. В его работе принял участие полномочный представитель Президента Российской Федерации в УрФО Винниченко Н.А., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – заместитель председателя Всероссийского Совета местного самоуправления по Уральском федеральному округу Якимов В.В., прокуроры субъектов Федерации округа, заместители Губернаторов, руководители наиболее крупных муниципальных образований и общественных объединений органов местного самоуправления.
         В ходе совещания особое внимание его участниками было обращено на необходимость обеспечения законных прав и интересов граждан в сфере ЖКХ, предотвращение крупных коммунальных аварий и недопущение незаконного расходования бюджетных средств, выделенных на реформирование данной отрасли. Эти вопросы нашли отражение в его протоколе, направленном на места для сведения и исполнения в соответствии с компетенцией.
         Организационно-управленческие меры в рассматриваемой сфере приняты и в территориях. 
         Прокурорами проведены межведомственные совещания, по итогам которых выработаны конкретные организационно-практические меры по активизации совместных усилий, направленных на выявление и пресечение преступлений в сфере ЖКХ.
         Реализация этих и других мероприятий позволила вскрыть ряд серьёзных нарушений законности в рассматриваемой сфере правоотношений.
         Установлены нарушения закона при расходовании бюджетных средств, выделяемых для коммунального комплекса, в том числе при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, проведении строительных и иных работ, их приёмке и оплате, осуществлении контроля за целевым использованием данных средств. Всё это создаёт условия для коррупционных проявлений и в значительной степени ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов.
         Распространены факты хищений в сфере ЖКХ путём оплаты фактически невыполненных работ, а также несоответствия объёмов и стоимости выполненных работ условиям контрактов.
         В Свердловской области ЗАО «Уралвоенналадка» (г.Первоуральск) не выполнены обязательства по ремонту котельной в рамках муниципального контракта на сумму свыше 11 млн. рублей. Однако, работы оплачены из городского бюджета. В марте 2011 года по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК Российской Федерации (мошенничество в особо крупном размере), которое расследуется под контролем прокуратуры.
         В Ханты-Мансийском автономном округе, несмотря на то, что фирма-подрядчик (ООО «РиАнСтрой») не выполнила свои обязательства по капитальному ремонту детского сада и жилого дома в г.Нижневартовске, администрацией города эти работы были оплачены в полном объёме, после чего денежные средства в размере более 500 тыс. рублей похищены. В этой связи в апреле текущего года по данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело (ч. 3 ст. 159 УК Российской Федерации). 
         В Тюменской области подрядной организацией, заключившей муниципальный контракт с администрацией города Ялуторовска, несвоевременно и некачественно выполнен ремонт 5 детских игровых площадок на придомовой территории. В связи с этим, прокурором директору предприятия внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, работы по обустройству выполнены в полном объёме, 2 виновных работника организации привлечены к дисциплинарной ответственности.
         В Ямало-Ненецком автономном округе ООО «Коммунальщик», заключившее муниципальные контракты с Аксарковским и Харсаимским муниципалитетами, не выполнило ремонт жилых домов на сумму свыше 300 тыс. рублей. При этом администрациями поселений подписаны акты о приёмке работ, которые были полностью оплачены из бюджетов. В марте 2011 года по материалам прокурорской проверки возбуждено и под контролем прокуратуры расследуется уголовное дело по ч.4 ст. 159 УК Российской Федерации.
         В той же территории выявлен ряд серьёзных нарушений законности, связанных с хищением бюджетных средств, которые потребовали уголовно-правовой оценки. 
         Так, прокуратурой установлено, что на основании представленной управляющей организацией ООО «ЯмалСтройСервис» (г.Лабытнанги) документации об оказании населению услуг по содержанию и ремонту жилого дома №8 по ул.Автострадная её руководством из местного бюджета была получена субсидия в размере свыше 70 тыс. рублей. Вместе с тем, указанный жилой дом находился на капитальном ремонте с отселением жильцов, в связи с чем услуги по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома управляющей организацией фактически не оказывались. По материалам прокурорской проверки, 10.06.2011 в отношении директора указанной фирмы возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.159 УК Российской Федерации. Ход его расследования контролируется прокуратурой автономного округа. 
         В Надымском районе этого субъекта Федерации прокурором выявлен факт хищения денежных средств, выделенных МУП «Управляющая Северная Компания» из бюджета муниципального образования села Ныда на благоустройство, капитальный ремонт и обслуживание жилищного фонда. Установлено, что директор данного предприятия 01.11.2010 снял с расчетного счёта предприятия указанные денежные средства в размере 700 тыс.руб. и растратил их на личные цели. По данному факту 08.06.2011 возбуждено и расследуется уголовное дело по ч.3 ст.160 УК Российской Федерации.
         Прокуратурой Красноселькупского района установлены факты неправомерного получения и расходования ООО «Энергетическая Компания «Тепло-Вода-Электро-Сервис» денежных средств на сумму более 7 млн. рублей из бюджета муниципального образования села Красноселькуп на проведение мероприятий по подготовке к осенне-зимнему отопительному периоду 2010-2011 годов. По материалам прокурорской проверки 21.06.2011 в отношении директора этой фирмы возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 УК Российской Федерации, расследование которого продолжается. 
         В деятельности управляющих компаний и коммунальных организаций установлены факты криминального посягательства на денежные средства, уплаченные гражданами за жилищно-коммунальные услуги.
         В Свердловской области ООО «Управляющая компания «Жилком» (г.Екатеринбург) без проведения общего собрания с февраля 2011 года начало незаконно выставлять жителям улиц Горнистов и Бахчиванджи квитанции по оплате коммунальных услуг, в результате чего им был причинён ущерб на сумму свыше 6,7 млн. рублей. В марте 2011 года следственными органами возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК Российской Федерации (покушение на мошенничество в особо крупном размере). 
         В этой же области прокуратурой вскрыты факты фальсификации протоколов общих собраний жильцов многоквартирных домов по выборам управляющей компании ООО «УК Авангард» (Сысертский городской округ), в результате чего сотрудниками организации незаконно взималась плата с граждан за коммунальные услуги. По материалам прокурорской проверки в марте текущего года органом дознания возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 327 УК Российской Федерации (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).
         В Челябинской области в марте 2011 года по факту хищения работниками МУП «Подовинское ЖКХ» (с. Октябрьское) денежных средств граждан в размере свыше 117 тыс. рублей, предназначенных для оплаты коммунальных услуг, возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 158 УК Российской Федерации (кража). 
         В Курганской области директором ООО «Управляющая организация «Огонёк» г. Кургана в 2010 году были незаконно израсходованы средства предприятия, в том числе на оплату услуг ООО «Комитет по наградам и званиям» по организации его награждения несуществующим орденом «Почётный гражданин России» в сумме 145 тыс. рублей. Кроме того, он заключил договоры на сумму 750 тыс. рублей на обслуживание и ремонт жилых домов с фирмой, директором которой является учредитель указанной управляющей компании. В апреле текущего года по материалам прокурорской проверки в отношении директора возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК Российской Федерации (присвоение или растрата с использованием своего служебного положения).
         В той же области работники ООО «ЖЭО «Фортуна» (г.Курган), сфальсифицировав протоколы общих собраний, начали направлять жителям дома №11 по ул. Пирогова квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг. 13.05.2011 следственными органами возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30 ч. 2 ст. 159 УК Российской Федерации (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору). 
         В Ханты-Мансийском автономном округе руководством ТСЖ «Северный» г. Ханты-Мансийска в отсутствие необходимых учредительных документов и соответствующей государственной регистрации осуществлялась незаконная коммерческая деятельность в сфере оказания услуг ЖКХ. Общий размер прибыли, полученный от нелегального бизнеса, составил более 2 млн. рублей. По материалам прокурорской проверки в июне текущего года следственными органами возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 171 УК Российской Федерации.
         В Ямало-Ненецком автономном округе ООО «Управляющая компания «Уютный дом» (г.Салехард) не по целевому назначению израсходовало денежные средства населения в размере 11 млн. рублей, поступившие в счёт оплаты коммунальных услуг (аренда офиса, приобретение оргтехники, проведение аудита). В феврале текущего года по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК Российской Федерации (злоупотребление полномочиями работником коммерческой организации), которое расследуется под контролем прокуратуры.
         Проведённый анализ показал, что органами местного самоуправления и управляющими организациями допускаются нарушения законодательства, регулирующего установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
         В Ханты-Мансийском автономном округе 24.01.2011 прокурором принесён протест на постановление администрации сельского поселения Болчары от 29.12.2010 «Об утверждении тарифов на жилищные услуги, оказываемые ООО «Болчарыстройсервис» для населения на текущий год, которым тарифы вводились в действие с 01.01.2011, а не через месяц после их установления, как того требует закон. Протест рассмотрен и удовлетворён.
         В Свердловской области прокурором принесён протест на Устав Краснотурьинского городского округа в связи с его несоответствием Федеральному закону «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» в части наделения муниципалитетов полномочиями в сфере регулирования тарифов на коммунальные услуги, которые отнесены к компетенции Региональной энергетической комиссии. Протест рассмотрен и удовлетворён. В Устав внесены необходимые изменения.
         Прокурорами выявлялись факты длительного бездействия чиновников по включению аварийных жилых домов в адресные программы расселения.
         Например, в Тюменской области администрацией Бердюжского района более года не принимались меры к отселению граждан из 30 аварийных жилых домов. Прокурором главе администрации района в апреле текущего года внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, жильцы домов включены в программу отселения, 2 должностных лица муниципалитета привлечены к дисциплинарной ответственности. 
         Серьёзной проблемой в федеральном округе остается наличие задолженности со стороны муниципальных образований и коммунальных организаций перед поставщиками энергоресурсов. 
         В Свердловской области в связи со значительной задолженностью за потреблённые энергоресурсы в марте 2011 года прокурором объявлены официальные предостережения главе Дегтярского городского округа В.Трофимову, заместителю главы г. Режа А.Дедюхину, а также директорам ряда крупных управляющих компаний (ООО «Тепло», ООО «УК Гавань», ООО «Режевская теплоснабжающая компания», ООО «ОКХ Дегтярское», ООО «Дегтярский водоканал»). 
         В Курганской области в марте текущего года прокурором по аналогичным основаниям предостережены директора ООО «УК Жилищник» и ООО «УК Престиж-Курган».
         В Челябинской области после объявления прокурором предостережения директору ООО «Теплоэнергетика», данной организацией была погашена задолженность за потреблённые топливно-энергетические ресурсы перед ОАО «Челябэнергосбыт» в размере 1,6 млн. рублей и        ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» в сумме 900 тыс. рублей.
         В Тюменской области по результатам рассмотрения представления прокурора обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (г.Ярково) выплачены долги ЗАО «Газпром Межрегионгаз Север» в размере свыше 2 млн. рублей.
         Прокурорами территорий выявлялись факты предоставления гражданам жилищными организациями коммунальных услуг ненадлежащего качества.
         В Курганской области в марте 2011 года за нарушения гигиенических нормативов питьевой воды по постановлению прокурора привлечены к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП России и оштрафованы на 2 тыс. рублей руководители МУП «ЖКХ» и МУП «Тепловик».
         В Челябинской области проверка показала, что управляющей компанией ООО «Южуралстройсервис» не была обеспечена бесперебойная подача горячей воды жителям п. Тургояк г. Миасса. Областной жилищной инспекцией по постановлению прокурора ООО «Южуралстройсервис» оштрафовано на 5 тыс. рублей по ст. 7.23 КоАП России (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами).
         В той же территории в апреле текущего года прокурором за непринятие мер к безопасной эксплуатации лифтов в жилом доме в отношении директора ООО «УК Комитет городского хозяйства» и заместителя директора ООО «Южно-Уральское общество «Союзлифтмонтаж» возбуждены дела об административном правонарушении по   ст. 9.1 КоАП России (нарушение требований промышленной безопасности). Постановлениями Ростехнадзора указанные должностные лица оштрафованы на 20 тыс. рублей каждый.
         В Ямало-Ненецком автономном округе обслуживающей организацией ООО «Стройинвесткомпания» не принимались меры к восстановлению холодного водоснабжения в одном из жилых домов. Прокурором в отношении директора организации возбуждено административное дело по  ст. 7.23 КоАП Российской Федерации, по результатам рассмотрения которого он оштрафован на 1 тыс. рублей, а также внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, нарушения закона устранены.
         Управлением на системной основе организовано взаимодействие с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО Винниченко Н.А. по вопросам обеспечения законности в сфере ЖКХ.
         02.06.2011 в аппарате полномочного представителя Президента России в Уральском федеральном округе проведено рабочее совещание по вопросу: «О ходе исполнения пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 17.03.2011 №Пр-701 о проведении совместных проверок финансовых операций, имеющих признаки неправомерного использования средств организациями коммунального комплекса за период с 2009 по 2011 год» в работе которого принял участие заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Золотов Ю.М. 
         Всего же за первое полугодие 2011 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года прокурорами округа при осуществлении надзорной деятельности выявлено 3,9 тысяч нарушений законодательства в сфере ЖКХ. Для их устранения принесено свыше 1,3 тысяч протестов и представлений, объявлено 1,5 тысячи официальных предостережений, направлено более четырёхсот исков в суды. По требованию прокуратуры к ответственности  привлечено свыше 1,2 тысяч должностных лиц и организаций. Кроме того, по итогам прокурорских проверок следственными органами возбуждено и расследуется 45 уголовных дел данной категории.
         В связи с особой значимостью этих проблем, на предстоящем итоговом совещании руководителей органов прокуратуры Уральского федерального округа будут выработаны дополнительные меры по усилению надзора за исполнением требований законодательства региональными органами тарифного регулирования и органами местного самоуправления при установлении тарифов на коммунальные услуги, активизации надзорной деятельности за исполнением антимонопольного законодательства организациями жилищно-коммунального комплекса, своевременному выявлению и пресечению фактов хищений руководителями коммунальных компаний бюджетных ассигнований и средств, поступающих от населения в счет оплаты коммунальных и иных услуг.